Росатом станет оператором по обращению с отходами I и II классов опасности

VkontakteEmail this page


В Госдуме России в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленный на создание в стране современной системы управления чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами, а также на обеспечение экологической безопасности при обращении с ними.

фото pixabay.com

Документ разработан Минприроды России в рамках нацпроекта «Экология» и призван способствовать качественным преобразованиям  в области обращения с отходами I и II класса.  

Напомним, что вопрос обращения с отходами I и II классов опасности на территории РФ до настоящего времени остается неурегулированным. Их точные объемы, места складирования, условия хранения и образования в течение многих десятилетий оставались без надлежащего внимания со стороны государства. А, между тем, эти отходы представляют собой серьезную опасность не просто для здоровья, для жизни.

В настоящий момент в Федеральный классификационный каталог отходов включено 72 вида отходов I класса опасности и 372 вида отходов II класса опасности. После попадания в окружающую среду отходов I класса опасности, экосистема не восстанавливается. Такие отходы вызывают широкий спектр заболеваний, в том числе со смертельным исходом. При попадании II класса опасности экологическая система восстанавливается не ранее чем через 30-40 лет.

Анализ нынешней ситуации показывает, что значительная часть таких отходов оказывается на обычных свалках вместе с бытовым мусором.

Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, законопроектом предусмотрено создание федеральной схемы обращения с данными видами отходов, определение федерального оператора, уполномоченного обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с таким мусором на всех стадиях его жизненного цикла.

Полномочия по организации обращения с отходами I и II классов опасности предложено закрепить за ГК «Росатом». В данном случае учтен успешный опыт госкорпорации в области обращения с радиоактивными отходами, а также наличие современных технологий комплексного обращения с чрезвычайно опасными отходами.

Что касается финансирования, то, как следует из пояснительной записки, более половины объема инвестиций в создание инфраструктуры будет обеспечено ответственным исполнителем из внебюджетных источников.

По словам статс-секретаря — заместителя генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса ГК «Росатом» Сергея Новикова, проект закона не предполагает финансовой нагрузки на население, основа ценообразования за обращение с опасными отходами будет определяться Правительством РФ.

— Принятие законопроекта позволит сохранить конкурентную среду и сделать отрасль обращения с отходами I и II класса опасности прозрачной и легитимной, — заявил Сергей Новиков.

Позицию поддержал и Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

— Не идет речи о создании государственной монополии. Сохраняются все участники процесса, т.к. образователи, при наличии лицензий и необходимых условий, могут самостоятельно обращаться с отходами I, II классов опасности. Либо прибегнуть к помощи федерального оператора по обращению с опасными отходами, — пояснил Владимир Бурматов. 

Следует отметить, что разработанный Минприроды законопроект не регулирует обращение с ТКО. Он закрепляет право индивидуальных  предпринимателей и юрлиц, в результате деятельности которых образуются отходы, осуществлять их накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание, самостоятельное размещение либо передачу их федеральному оператору. Плату за услуги обращения с отходами I и II классов опасности предлагается определять путем государственного тарифного регулирования.

Законопроект устанавливает особенности обращения с отходами I и II классов опасности, положения о взаимосвязи территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, и федеральной схемы обращения с опасными отходами и дополняет перечень функций и полномочий ГК «Росатом».

Также законопроектом предусмотрено создание единой информационной системы учета и контроля отходов I и II классов опасности, что должно обеспечить прозрачность рынка по обращению с опасными отходами. Руководителем данной системы будет федеральный оператор.

Необходимо отметить, что нормы законопроекта синхронизированы с положениями Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Таким образом, во многие территориальные схемы потребуется вновь вносить поправки.

Источник: http://www.mnr.gov.ru/press/news/razrabotannyy_minprirody_rossii_zakonoproekt_ob_otkhodakh_i_i_ii_klassov_opasnosti_prinyat_gosdumoy_/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: