Кто тушит лесные пожары и есть ли основания?

VkontakteEmail this page


Накануне состоялась интереснейшая онлайн-дискуссия, организованная председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым. Главной темой обсуждения стала борьба с лесными пожарами.

Глава Рослесхоза Сергей Аноприенко отметил, что подготовка к лесопожарному сезону 2020 года началась еще в прошлом году. На обеспечение пожарной безопасности в лесах регионам было выделено более 6 млрд рублей за счет субвенций федерального бюджета, ещё 3,2 млрд рублей выделено на закупку лесопожарной техники и оборудования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология». Закупки уже начались, в регионы поставлено 894 единицы техники. Всего в этом году планируется приобретение 9 тысяч единиц техники и оборудования, также 13 тысяч единиц лесопожарной техники и оборудования было закуплено в прошлом году.

В результате такой поддержки и своевременной мобилизации лесопожарных формирований в майские праздники – один из периодов пиковой нагрузки на леса – удалось в 6 раз снизить площадь пожаров с 1 по 11 мая. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года количество лесных пожаров уменьшилось вдвое, а площадь в – 2,5 раза.

Тут наша Архангельская область в передовиках: лесопожарная техника и оборудование своевременно поступили в распоряжение Единого лесопожарного центра, а объявленный 1 мая старт пожароопасного сезона помог сократить количество возгораний в период майских праздников.

Однако есть еще над чем работать. Так, в ходе обсуждения ключевых вопросов глава Рослесхоза Сергей Аноприенко рассказал, что в настоящее время ведется работа по сокращению и переводу в статус активно охраняемых так называемых «зон контроля» – территорий, на которых регионы могут приостанавливать, прекращать работы по тушению лесных пожаров. По данным Рослесхоза, по состоянию на январь 2020 года площадь земель лесного фонда достигала 1,145 млрд га. Защитные и эксплуатационные леса в совокупности занимают порядка 880 млн га. А на 266 млн гектаров расположены резервные леса (где не производится лесохозяйственная или лесопромышленная деятельность). К этой категории относятся наиболее удаленные и крайне труднодоступные территории. Именно они составляют половину (50%) всей территории зон контроля.

Напомним, что в конце прошлого года Минприроды России подготовило приказ, который исключал положения о таких зонах. В настоящее время проект приказа дорабатывается с учетом обращений субъектов РФ, а также замечаний и предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения. — Полагаем, что наиболее рациональным решением станет изменение подхода к установлению таких зон контроля. Помимо того, что пожары на этих территориях не должны создавать угрозу населенным пунктам и объектам экономики, Минприроды и Рослесхоз предлагают учитывать еще ряд факторов. В такие зоны не должны попадать, например, лесные участки, переданные в аренду, – сказал Сергей Аноприенко.

Кроме того, Сергей Аноприенко сообщил, что с начала года на территории России возникло 5,2 тыс. лесных пожаров. Площадь, пройденная огнем, составила 770,4 тыс. га. При этом в прошлом году в это время огнем было пройдено на 152 тыс. га больше. Сегодня ведется тушение 22 лесных пожаров на площади 4,8 тыс. га в 11 субъектах РФ. Потушен лесной пожар в Котласском районе Архангельской области!

Основными причинами лесных пожаров Сергей Аноприенко назвал несоблюдение гражданами Правил пожарной безопасности в лесах, в результате чего возникло 58,5% возгораний, а также переход огня с земель иных категорий и выжигание сухой травы – по этой причине леса горят в 36% случаев.

По данным системы космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, на сегодняшний день почти 72% от всей площади «горячих точек», зарегистрированных на территории страны с начала года, приходится на палы сухой травы на землях сельхозназначения и иных категорий.

И вот тут разгорелись жаркие споры. Лесной кодекс обязывает лесопользователей проводить противопожарные мероприятия на арендованных участках, однако тушить пожары на вверенной им земле они не обязаны. При этом 23% земель лесного фонда – более 265 млн гектаров – находятся в аренде. Чтобы снизить риски распространения огня на арендованных лесных участках, Минприроды России разработало соответствующий законопроект, регламентирующий обязательство арендаторов лесных участков по тушению лесных пожаров. Он находится на межведомственном согласовании.

Что касается сельскохозяйственных земель, то, как оказалось, земли, имеющие владельца, по закону должен тушить владелец. МЧС имеет право вмешаться только если возникает угроза перехода огня на населенный пункт (но, конечно, помогает на свой страх и риск). Если у сельхозземли нет собственника, то тут возникают проблемы. Попросту, обнаружить огонь и потушить возгорание некому!

Земли минобороны должны тушиться силами и средствами ведомства. Однако, зачастую силы и средства отсутствуют, а сами земли заброшены. В общем, проблема аналогична бесхозяйным сельхозземлям.

А еще есть особо охраняемые природные территории, тушением возгорания на которых должны заниматься сотрудники ООПТ. Но далеко не все из них имеют соответствующую квалификацию.

В итоге лесники остаются один на один с проблемой. Причем, возникшей не на их территории! Ну а поскольку средства пожаротушения у лесников ограничены и отчетность об их применении строгая, мы имеем огромную проблему системного характера. По закону, они обязаны дождаться, когда пожар перейдет на лес, и уже потом его тушить, но только на своей территории. Эффективность такого подхода к проблеме комментировать не будем.

В итоге, конечно, тушат «всем миром», не считаясь с тем, чья это земля, МЧС, лесники, добровольцы из местных жителей и общественники. Но при этом возникает проблема с координацией работ, ведь у каждого из ведомств свое руководство. Так что в ходе обсуждения был поднят вопрос необходимости создания координационных штабов пожаротушения, которые бы брали на себя руководство процессом для его эффективности.

Сергей Аноприенко подчеркнул, что в борьбе с лесными пожарами необходима всесторонняя консолидация сил.

— Со стороны граждан ответственность должна проявляться в соблюдении правил пожарной безопасности в лесах, во внимательном и осторожном обращении с огнем на любых природных территориях. А вот ответственность арендаторов, мы считаем, необходимо пересмотреть, – заявил он.

В онлайн-дискуссии также приняли участие представители МЧС России, Минсельхоза России, органов федеральной и региональной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной Думы РФ, эксперты сельхозотрасли, общественных и добровольных пожарных организаций и другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: