О проблемах и не только

VkontakteEmail this page


Далее на круглом столе вместо обещанной возможности задать вопросы ранее выступившим, слово было передано гостю из Тулы. Свое видение проблемы «мусорной реформы» представил глава Общественной палаты Тульской области Александр Ельцов.

— Очень серьезная тема. Вчера собирались, обсуждали с местными коллегами из Общественной палаты Архангельской области. Не буду лукавить, тема актуальная для всех регионов. Поэтому наше сообщество – совет общественных палат, который объединяет палаты всех регионов России, мы все понимаем и глубоко озабочены этой проблемой и тем, что обсуждения достаточно формально проходили, где-то недостаточно широко освещались. Но, коллеги, правильно было сказано: посыл власти к диалогу – это серьезный посыл. И наша задача – этот посыл подхватить и реализовать диалог в нормальном, конструктивном, деловом поле для решения вопроса. А также самое важное, что представители местной власти, по крайней мере, муниципальных образований, также живут на территории своего региона. Здесь живут их дети, близки. И, наверное, если они – патриоты своего края, им небезразлично что здесь происходит и в каком формате это будет происходить. Надеюсь, что все мы настроены на конструктивный диалог, — заключил Александр Ельцов.

Этот призыв поддержала председатель комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева:

— Это страшные вещи, на самом деле. Это не смешно, это страшно. Правда, не знаешь, что делать. Везде плотность населения высокая. И даже если вернуться к вашим, местным проблемам. Если с московским мусором не разберутся, денег выделят на сжигалки, потом конкурировать будут еще за мусор. А здесь, на месте, чего делать? Мандрыкин предлагал «давайте полазаем в нашем мусоре и чего-нибудь полезное вытащим». Валерий Александрович (секретарь Общественной палаты России Фадеев – прим. Редакции) прав, больше 30% мы не вытащим, если власти не начнут вовлекать. ХМАО хороший пример, они 5% госзаказа определили, что будут брать сделанного из вторсырья. Практика такая – уже хоть что-то. Сегодня пластики уже запрещены, т.к. их некуда везти. Раньше везли в Китай, сегодня китайцы отказались. И эта проблема стала для Японии, для Европы. Они не хотят брать к себе пластиковые отходы. Конечно, можно говорить и о замене упаковки в том числе. Если у вас есть кулибины-химики, которые знают, как можно создать новые материалы, давайте вместе двигаться. Нужны биоразгалаемые материалы. Только не так, как с «биоразлагаемым пластиком», потому что при эксперименте оказалось, что эти пакеты просто распадаются на микропластик и уходят в воду. Это еще больший вред, чем сегодня мы можем собрать и переработать. Необходимо от бездействия переходить к каким-то действиям, а не так, что мы песни поем, орем и превращаем это в политический процесс. Есть законные органы, которые должны останавливать на каком-то этапе развитие любой проект. У вас таким представительным органом является управление Росприроднадзора.

Далее слово было предоставлено руководителю областного управления Росприроднадзора Александру Горниху, который подробно рассказал о процедуре оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизе.

— Сейчас все проснулись и обнаружили экологические проблемы. Ранее нас не слышали по вопросу накопленного экологического ущерба. Нас начинают слышать тогда, к сожалению, когда вопрос переходит в политическую, социальную плоскость. Но к теме. Налицо экологический конфликт. Информация, которая выдается в публичную сферу, прямо скажу, некорректна. Достоверная экологическая информация должна содержаться в проектной документации по законодательству об экологической экспертизе, которое, в свою очередь, появилось в результате запроса общества на достоверную информацию о чернобыльской аварии в 1995 году и с тех пор не изменялось. Самое главное, что было достигнуто в законодательстве – это проведение публичных слушаний. У нас в Архангельской области одна из известнейших проблем – это космодром «Плесецк», все помнят о начале 2000-х годов, необходимость проведения референдума о запрещении деятельности военного космодрома «Плесецк» территории Архангельской области и Республики Коми. Но, между тем, в тот с помощью государственной экологической экспертизы, с помощью парламентских слушаний даже не на уровне Российской Федерации, а на уровне просто Архангельской области, удалось переломить данную тенденцию, доказать людям, что на текущий момент та или иная деятельность объекта не наносит вред здоровью людей. На текущий момент, экологическая экспертиза должна ответить на вопрос оказывает ли некое воздействие объект (Шиес – прим. Редакции) на экологическую систему, на водную систему, будет ли воздействие объекта на арктическую зону, на Баренцев Евро-Арктический регион, в том числе Финляндию, Норвегию и т.д. В любом случае, будет сформирована группа экспертов, которая будет рассматривать результаты общественных обсуждений, проектные документы. Команда эта формируется на базе, как правило, кандидатов наук, привлекаемых экспертов, которые работают в этой сфере долгое время, которые несут и административную, и уголовную ответственность за свои заключения. Соответственно, если заключения являются публичными, любой человек может запросить данную информацию, ее посмотреть. Ответственность здесь громаднейшая. На текущий момент, если говорить о Шиес, к сожалению, проектная документация не поступала в органы Росприроднадзора. Соответственно, когда она поступит, будет рассмотрена экспертной комиссией и только после этого Росприроднадзор даст положительное или отрицательное заключение, — подчеркнул глава регионального управления ведомства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: