Тихие подвиги «Тихой»
Продолжаем серию рассказов, посвященных роли Арктики в Победе в Великой Отечественной войне. Первой советской полярной станцией, основанной на архипелаге Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), была Бухта Тихая. Люди, работающие на передовой научной метеорологической базе в тот непростой период, в полной мере испытали на себе лишения военного времени. Зимовать в условиях тотального дефицита топлива и провизии полярникам пришлось несколько военных лет. Как это происходило — в рассказе нацпарка «Русская Арктика».
Все годы войны советские полярники ежедневно, чего бы это ни стоило, выходили на связь с большой землей и рапортовали о своих наблюдениях. Их сведения, также, как и сообщения с соседних полярных станций Советского Союза, расположенных в Арктике, объединялись в единую информационную сеть. Это была ценнейшая информация для страны, ведущей войну с противником.
В сентябре 1941 г., в день, когда полярники Тихой узнали, что пароход «Садко» с запасом провиантом на следующий год, пошёл ко дну в Карском море, наскочив на мель, все поняли, что нужно готовиться к незапланированной зимовке. Метеорологи разработали план конкретных действий. Его главной целью была оптимизация.
В процессе ревизии имеющегося провианта и топлива выяснилось, что угля для топки печей на длинную полярную зиму не хватает, поэтому было решено запастись «плавником» — кусками деревьев с ближайших островов. Следующей важной задачей стало приведение в порядок жилых помещений и распределение пайка на всех зимовщиков с учётом дефицита провианта. Решили, что жить и работать все будут в одном и том же доме, а остальные постройки постепенно пойдут на растопку печей и обогрев.
Пережив зиму, летом 1942 г, зимовщики снова с нетерпением ждут судно со снабжением, но оно опять не приходит. Пару раз в Тихую прилетают самолёты с необходимым для комплексных наблюдений за климатом оборудование.
Выжить в голодные годы полярникам помогла природа Арктики. Мужчины (все 10 зимовщиков были представителями сильного пола) охотились на нерпу и медведя не забавы ради, в отличие от немцев, тайно живших в 150 км западнее острова Гукера на острове Земля Александры и имеющих продуктовые запасы на несколько лет вперёд, а ради пропитания, чтобы не умереть с голоду. Интересно, что в Тихой ни разу не наблюдалось случаев отравления медвежьим мясом, в отличие от «соседей» с Земли Александры, которых немецкое командование экстренно эвакуировало с острова после массового отравления, угрожавшего жизням шпионов.
В 1943 г. к острову Гукера пытался подойти ледокол «Георгий Седов», но из-за плотного неподвижного льда – припая – не смог прорваться к зимовщикам близко. В результате прямо на льдину с корабля были выброшены консервы (ни одного свежего овоща или фрукта полярники не увидели) и выгружена угольная пыль. Снабжение не покрыло и половины необходимого запаса провианта и топлива, поэтому метеорологи продолжили разбирать здания на станции и ещё усерднее включились в работу. Ледокол забрал несколько полярников на материк, сменив их новыми сотрудниками. А в Бухту Тихая прибыли метеорологи с острова Рудольфа, где дела с топливом обстояли ещё более скверно.
1945 год…Май…В Арктике холодно, туманно, но светло. Наступил полярный день, на скале Рубини заговорил птичий базар: тают льды, обнажая зеленые мхи, птицы гнездятся на скалах – через месяц у зимовщиков появятся на столе яйца и витамины. Совсем скоро придёт недолгое арктическое лето, когда солнце действительно светит по-летнему и цветут полярные маки.
…Ежась со сна от зябкого тумана, ощущая такое привычное чувство пустоты в желудке, радист Сергей Сафронов, уроженец Архангельска, утром 9 мая вышел в эфир для традиционного метеоотчёта на материк. Как он повёл себя, когда узнал о том, что Советский Союз разгромил логово Гитлера и фашистская Германия пала? Бежал ли он к товарищам, будил ли их, крича что война закончилась, или просто молча сидел и смотрел из окна на ледники и айсберги вдали, не смахивая слез Победы? Как новость об окончании войны восприняли полярники на мысе Желания, сумевшие отразить атаку фашисткой подлодки? Как радовались полярники на других станциях в Арктике? Мы никогда не узнаем этого.
Но мы точно знаем, что ни один советский гражданин, трудившийся в тылу Арктики на благо страны, не погиб в эти трудные для зимовщиков годы, ни один не пожаловался на стесненные обстоятельства. Все до единого полярники с честью и отвагой исполняли свой долг перед Родиной. В июне 1945 г. в Тихую пришёл ледокол «Иосиф Сталин», забрал военную смену и привез новых сотрудников метеостанции, которая будет работать вплоть до 60-х годов, сохранив преемственность знаний, предаваемых от зимовщика зимовщику.
Сегодня исследователям ещё предстоит открыть новые страницы истории освоения Арктики в годы Второй мировой войны. До сих пор многие документы не найдены. К примеру, известно, что в Бухте Тихая велась Голубая Книга, своеобразная летопись метеостанции. По стечению обстоятельств записи, датируемые периодом войны, были уничтожены. Исследователи не склонны видеть в этом тайный смысл, скорее это досадное совпадение, которое не дает нам возможности приоткрыть завесу тайны тех голодных трудных лет на полярной станции. Поиск сведений о тех суровых годах и самоотверженном труде советских полярников продолжается…
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: