Лес начинается с людей

VkontakteEmail this page


Конец года выдался для лесного сектора напряженным. О том, что ждет архангельскую тайгу, в интервью с министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса региона Игорем Мураевым.

Фото: Dvinaland.ru

Лесоустройство – новый отсчет

Игорь Геннадиевич, самые сложные вопросы – финансирование. Как изменился бюджет министерства в новом году?

— Будет больше, чем в 2021. Нам выделили дополнительные средства областного бюджета на обновление материально-технической базы: во-первых, закупим форменное обмундирование нашим лесникам, запланировано возведение модульных зданий лесничеств, оснащение компьютерной техникой, строительство гаражей. Кроме того, для лесничеств выделено на следующий год 13 млн рублей на закупку лесопатрульной техники. В общем, планов много. Осталось только реализовать.

Пожалуй, самый большой предмет для беспокойства отрасли – лесоустройство. Теперь эти работы передали на федеральный уровень. Будут ли выполнены все обещания?

— На специальном совещании у вице-премьера Правительства России Виктории Валериевны Абрамченко губернатор Архангельской области Александр Цыбульский смог договориться, чтобы наш регион стал пилотным по лесоустройству. Запланировано полностью лесоустроить Поморье за 3 года. Работы пройдут на площади порядка 20 млн га. Мы уже отправили в Рослесхоз поквартальный подробный план, где четко расписано кто, когда и где именно будет проводить работы. В первый цикл, а это период 2022-23 годов, планируется произвести работы на 9,5 млн га. На втором этапе – на 11,2 млн га. Будут задействованы самые современные технологии, в том числе аэрофотосъемка. Плюс у нас лесопромышленный комплекс заявил о софинансировании работ, т.е. у нас и бизнес заинтересован в том, чтобы лесоустройство провести.

— Что важно для обычных жителей, так это то, что наконец будет наведен порядок на муниципальной лесосеке. Сейчас по данным материалов лесоустройства 25-30-летней давности у нас есть 2,8 млн кубов этой лесосеки, откуда граждане получают право рубить дрова на отопление, а также древесину на строительство. Но сколько там реально леса, какого он качества – никто не знает.

— Параллельно мы сейчас планируем заключать соглашение с Рослесхозом по реализации на северо-таежном лесном районе программы интенсификации. Суть в том, чтобы не происходило замещение пород деревьев в результате рубок. Сейчас мы вырубаем и высаживаем сосну. Но в результате естественных природных процессов лиственные породы деревьев распространяются и растут быстрее. Поэтому если березу и осину не вырубать на месте, где прошли лесовосстановительные работы, то они очень быстро «забивают» саженцы хвойных пород. Теряется ценность леса. Да, потом сосна и ель вырастут вновь. Но на это потребуется 100 лет. Поэтому важно следить за этим моментом. Кроме того, есть потенциал и для граждан. Ведь вырубаемые березу и осину вполне можно отдавать жителям на дрова. Это огромный ресурс для населения.

Сохранить и восстановить

Раз уж вы сами затронули тему восстановления, какие планы на текущий год?

— В планах 76 тыс га лесовосстановить. 2021 год вошел в историю региона – впервые за много лет мы реально восстановили леса больше, чем вырубили с учетом предыдущих рубок, санитарно-оздоровительных мероприятий. Хотя этот показатель нацпроекта необходимо было достигнуть только к 2024 году. Так что теперь важно не уронить планку. Но вопрос не в этом. Сейчас главная задача – повышение качества посадочного материала. В регионе есть питомники, где выращиваются саженцы с закрытой корневой системой.  Но раз мы планируем внедрять интенсификацию, то необходимо больше таких саженцев. А для этого нужны лесопитомники, инфраструктура. На Лесном совете губернатор поднял этот вопрос и все лесопользователи выразили заинтересованность в создании инфраструктуры питомников. Министерству было дано поручение проработать вопрос о создании в Архангельске теплиц, всей необходимой инфраструктуры, чтобы выращивать до 100 млн саженцев с закрытой корневой системой в год. Мы направили запросы в соседние регионы, чтобы определить их потребность в посадочном материале, и в скором времени планируем вынести на рассмотрение совета проект. На самом деле уже сейчас в стране дефицит посадочного материала. Просто так сеянцы не купить – все производители работают только по долгосрочным контрактам. Так что продукция новых питомников однозначно будет пользоваться огромным спросом.

Но мало просто высадить. Важно еще и сохранить. Особенно в связи с изменениями климата и цикличностью лесных пожаров.

— Это понимают на федеральном уровне. На 2022 год нам выделили на 216 млн рублей больше на охрану лесов от пожаров, чем в 2021 году. На эти средства в том числе запланировано 2,05 тыс. часов авиамониторинга. Это примерно такой же объем часов, который вылетали наши авиапатрули в 2021 сложном году. Плюс еще нам выделили средства на увеличение штата парашютистов-десантников – нашей главной ударной силы в тушении лесных пожаров — до 150 человек. Сейчас у нас есть 98 таких высококлассных специалистов, а будет 150. Так что к марту завершим отбор кадров и планируем начать обучение. В наших планах открытие в Левковке учебного центра парашютистов-десантников, чтобы обучать сотрудников у себя. Так что активно занимаемся разработкой проектно-сметной документации. В перспективе на этой базе можно будет создать федеральный центр авиапожаротушения «Арктика». По крайней мере, такая идея существует.

Ключевая задача

А что с кадрами? Лесник сейчас не менее ценный ресурс, чем алмаз. И даже более редкий…

— Кадровый вопрос – ключевой сейчас. Вроде бы и новое оборудование покупается, и транспорт, и компьютеры, и все-все-все, а работать некому. В лесничествах очень много возрастных сотрудников, мало приходит молодежи. При этом в САФУ есть целевые места, т.е. министерство готово выплачивать дополнительную стипендию, обеспечить рабочим местом по итогу обучения, но никто не идет учиться. К сожалению, не очень популярное направление. Хотя любой таксатор, лесоустроитель – высокообразованный, уважаемый везде человек. Более того, законодательство сейчас такое, что отвод и таксацию лесосек должны делать люди, которые прошли специальное обучение, имеют сертификаты и включены в особые реестры. Так что потребность в этих специалистах возрастает. Поэтому, уверен, это даст стимул по подготовке кадров по данному направлению.

Кадров касается одна общефедеральная проблема – уровень зарплат. В Архангельской области введены региональные доплаты лесникам. Но даже с ними уровень зарплат далек от средней по региону. Ждать ли повышения в этом году?

— Не средняя по региону и, тем более, не средняя в экономике, к сожалению. Мы в рамках исполнения бюджета будем вносить предложения по увеличению заработных плат сотрудников и лесничеств, и казенных учреждений, и «Единого лесопожарного центра». Планируем по крайней мере увеличить на 15%. Потому что это люди, на которых в лесу все держится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: