Баланс между сохранением водоисточников, требованиями санитарного законодательства и развитием поселений
Минприроды России разработало законопроект, позволяющий осуществлять сбросы сточных вод в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны при условии соблюдения природоохранных и санитарных требований. Изменения вносятся в Водный кодекс и статью 6.4. Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».
Напомним, что зоны санитарной охраны (ЗСО) организовываются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. В отношении первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения установлен полный запрет сброса сточных вод. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Сейчас на многие виды деятельности в этих зонах наложен строгий запрет. Причем не только на сбросы, но и, например, на ведение сельского хозяйства.
— Предлагаемые изменения направлены на синхронизацию норм водного и санитарного законодательства. Они снимают имеющийся запрет на сбросы сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Указанные поправки позволят придать импульс в развитии экономики городских агломераций, при этом требования к качеству стоков обязательны к соблюдению, – пояснил директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов, экономики природопользования и управления федеральным имуществом Минприроды России Роман Минухин.
Необходимость разработки законопроекта вызвана рядом факторов. В настоящее время статьей 44 Водного кодекса запрещен сброс даже нормативно очищенных сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, вне зависимости от пояса зоны санитарной охраны. Это препятствует эксплуатации объектов инфраструктуры и оформлению необходимых разрешительных документов.
Наша Архангельская область очень сильно от этого страдает. Так, из-за того, что 2-3 пояса ЗСО тянутся на сотни километров, невозможно узаконить построенные станции водоподготовки, ведь никто из сельхозпроизводителей не будет переносить заливные поля, которых в зоне ЗСО по закону быть не должно. Есть проблемы со строительством мостов – по требованиям закона отвод сточных вод здесь возможен только через системы очистки и не в источник питьевого водоснабжения. А все ручьи и речушки так или иначе впадают в Северную Двину или Мезень, Печору – основные источники питьевого водоснабжения населения.
Есть и более серьезная проблема – практически все очистные сооружения городов и населенных пунктов Поморья расположены в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны поверхностных водных объектов. Строились и проектировались они во времена СССР по существующим в то времена стандартам и правилам. Часто водозаборы проектировались так, чтобы обеспечивать не только население, но и промпредприятия. В итоге станции первого подъема располагаются на промышленных землях. Их вынос за границы поселений потребует пересмотра всех сетей коммуникаций, а это миллиарды рублей, которых у нашего региона нет. Яркий пример – Новодвинск, Коряжма, Архангельск, Северодвинск. Аналогично проектировались и системы очистки сточных вод. Создание этих систем заново (где они еще сохранились) потребует еще более серьезных вложений. К тому же, применительно к Северной Двине, вынос очистных станций произвести просто некуда – водозаборы идут вдоль главной реки региона на всем протяжении, так что санитарно-защитные зоны просто накладываются друг на друга, уходя далеко за пределы нашего региона.
Между тем, нарушение существующего полного запрета на сброс любых сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в ЗСО, карается по статье 8.42 КоАП штрафом до 1 млн рублей. Для предприятий эта сумма критическая.
Как отмечают в министерстве, принятие закона в дальнейшем позволит эксплуатировать объекты инфраструктуры при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Предлагаем дополнить перечень еще и более строгими требованиями к системам водоподготовки для питьевых нужд, а также ввести давно обещанный постоянный мониторинг состояния водных объектов. Это позволит в автоматическом режиме выявлять наличие несанкционированных сбросов, их источник и оперативно нивелировать последствия. Все-таки качественная питьевая вода – жизненно необходима людям. Любые «игры» в этом вопросе недопустимы!
Познакомиться с проектом нормативно-правового акта и оставить свой отзыв можно здесь https://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/05-22/00127679&npa=127679
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: