Прием вторсырья в России под угрозой закрытия
Пункты приема вторсырья могут закрыться в России, если права на бытовой мусор будут полностью переданы регоператорам. С такими опасениями выступила экологическая ассоциация «РазДельный Сбор».
Опасения вызваны новым законопроектом, внесенным в Госдуму. Документ предполагает передачу регоператорам твердых коммунальных отходов в собственность. Напомним, что вторсырье или вторичные материальные ресурсы (так правильно по закону) до момента сортировки, т.е. непосредственно отделения, являются твердыми коммунальными отходами.
Председатель правления ассоциации «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская на страницах «Российской газеты» отмечает, что граждане смогут и дальше сдавать свои отсортированные отходы, но документ дает больше возможностей для монополии регоператорам.
— Субъекты расширенной ответственности производителя (которые должны по закону утилизировать произведенную продукцию) должны собирать упаковку. А тут получается, что региональный оператор будто ей изначально владеет. У регоператора и так исключительные права на контейнерной площадке, из-за чего у нас не развивается раздельное накопление, — говорит Нагорская.
Она отметила, что сами производители не могут на мусорной площадке организовать раздельное накопление, хотя людям удобнее носить все отходы в одно место. При этом в обычных баках отходы смешиваются, что делает часть мусора непригодным для переработки.
Естественно, со стороны регоператоров никакой проблемы не видят.
Между тем, если смотреть практику регионов вообще и Архангельской области в частности, то раздельный сбор (накопление) отходов серьезно тормозится по многим причинам, среди которых законодательство занимает одну из первых строк. Напомним, что требования САНпин не учитывают арктической специфики и уже сложившейся застройки, из-за чего установка элементарной контейнерной площадки в Архангельске превращается в невыполнимый квест. Нужно найти свободный земельный участок без коммуникаций не ближе 20 метров от ближайшего подъезда и строго не дальше 100 метров от самого дальнего крыльца, но обязательно с нормальными подъездными путями для мусоровоза. Затем каким-то образом выиграть аукцион и взять этот земельный участок в аренду (потому что бесплатно землю муниципалитет выдать права не имеет, а многоквартирные дома не могут похвастаться собственными обширными земельными участками). И только после этого можно возводить само сооружение. Все с согласия жителей, которые и оплачивают «банкет».
Нарушишь хоть что-то – штраф. Естественно, при таких условиях УК плюют на нормы и ставят контейнеры просто так, на голый асфальт, лишь бы было. Ну или пытаются как-то узаконить уже существующие контейнерные площадки, застревая в согласованиях кто на уровне муниципалитета, кто в Роспотребнадзоре.
Про то, чтобы поставить дополнительный контейнер даже речи не идет. Для установки так называемых «синих» контейнеров, куда в теории нужно складывать вторсырье (но никто не понимает какие фракции, т.к. инструкций от АМСК нет никакой), убирают часть контейнеров для смешанных отходов. В итоге все контейнеры оказываются наполнены одинаковым содержимым.
Реально сдать вторсырье можно только в нескольких точках города, куда надо ехать. Зачастую речь идет о пунктах на далеких окраинах, куда добраться без личного авто проблематично. Естественно, это не облегчает задачу людям, желающим присоединиться к экологичному образу жизни.
И так дело обстоит в областной столице. В районах и удаленных поселения РСО остается инициативой экоактивистов. Там контейнеры для фракций тоже устанавливаются вне контейнерных площадок или организуются пункты сбора.
Закон о расширенной ответственности производителя (закон о РОП) принимался ради того, чтобы стимулировать раздельный сбор и переработку твердых коммунальных отходов. Однако, если все ТКО будет считаться собственностью регоператора, который за 3 года так и не смог наладить нормальный вывоз, то раздельного сбора жители будут ждать еще лет 20-30, а переработки могут вообще не дождаться.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: