Кто заплатит за ликвидацию несанкционированных свалок?
Вопрос очень животрепещущий. Особенно для Архангельской области, где таких объектов насчитывается по самым скромным прикидкам более 700. Но если брать конкретно областную столицу, то только там наберется около сотни (спасибо закрытым глазам местной администрации).
В России, по данным Росприроднадзора, на конец прошлого года было 12 785 несанкционированных свалок. За год убрали 19 077 навалов мусора, но выявили еще 16 359. При этом важно понимать, что бремя ликвидации свалки лежит на «организаторе». Но если его не поймали (тут надо отдельно поблагодарить за «эффективную работу» полицию, потому что ловят в лучшем случае в 1% случаев), то отвечать придется собственнику земельного участка – физическому лицу, предприятию или муниципальному образованию. И если на физических и юридических лиц еще есть управа, то с муниципалитетами все сложно.
Любимая причина чиновников ничего не делать – отсутствие средств. А недавно к этому добавилось еще и отсутствие полномочий. Недавно Конституционный суд рассмотрел судебные споры, которые возникли в Красноярском крае и Новосибирской области из-за того, что никто не хотел брать ответственность за мусор на землях, находившихся на территории муниципалитетов, но не принадлежавших им. «Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок», — говорилось в постановлении КС.
Поэтому Минприроды предложило ввести новые правила: если мусорный навал расположен на территории муниципального образования, например, городского округа или сельского поселения, земля под ним находится в муниципальной собственности либо никому не принадлежит, то за свалку будет отвечать орган местного самоуправления. А если участок находится в региональной или федеральной собственности либо он ничей и расположен вне городов и сел, то ликвидировать мусорную кучу надо будет органу власти, отвечающему за экологию в конкретном регионе.
При этом регионам разрешат тратить на ликвидацию свалки «зеленые» платежи — плату за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за нарушения экологического законодательства и суммы, полученные по искам о возмещении вреда, причиненного природе. Сейчас окрашенные деньги можно отправлять только на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, например, старых полигонов или заброшенных фабрик, где остались токсичные отходы. И только если таковых в регионе нет — на другие экологические проекты. Правда, доказать необходимость таких трат надо на уровне Минприроды. И пока это ни у кого из регионов не получилось сделать.
Особо же крупные незаконные свалки в черте городов уже сейчас должны убирать за счет федеральных денег. По крайней мере те, которые включили в проект «Чистая страна», запущенный в 2018 году. Речь идет о залежах мусора, которые копились десятилетиями. Для Архангельской области это полуофициальные полигоны Архангельска, Северодвинска и Новодвинска до которых очередь еще не дошла (идут проектирование и экспертизы), а также рекультивация свалок на островах и в Няндоме, к которым приступили в этом году.
Посмотрим, пройдет ли законопроект через депутатский фильтр. Однако, всей проблемы можно было бы избежать, если бы регионы получили полное право самостоятельно распоряжаться «зелеными» платежами, как это изначально было задумано.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: