Комплексное развитие территории – про развитие ли?

VkontakteEmail this page


Казалось бы, снос ветхих строений и строительство современной взамен современной инфраструктуры – это про развитие поселений. Но всё ли учитывается в так называемой программе «комплексного развития территорий» или правы те, кто возражает? Будем разбираться.

Фото wikimedia.org

Сразу обозначим, что мы не будем оценивать архитектуру и эстетическую составляющую, ибо мы не архитекторы и мера прекрасного у каждого своя. Мы про природу, экологию и природоохранное законодательство. И вот тут удалось добыть много интересной информации.

Итак, прежде всего, кто же принимает решение о необходимости разработать для той или иной территории «проект комплексного развития». Согласно Градостроительного Кодекса России, делает это владелец земельного участка. Если территория общего пользования, то муниципалитет. При этом, как отмечают в министерстве строительства и архитектуры Архангельской области, КРТ не является программой, подлежащей согласованию с вышеуказанным министерством. Ведомство лишь оценивает проекты на соответствие требованиям законодательства. Таким образом, вся ответственность ложиться на муниципалитет, хотя в своём ответе на наш запрос администрация Архангельска пытается переложить ответственность на федеральное законодательство.

В итоге, с 1 января 2023 года по согласованию с министерством строительства и архитектуры Архангельской области принято 19 решений о комплексном развитии территории областной столицы. Отказов нет.

И ещё бы их не было, ведь согласно ответам на запросы нашей редакции и администрации столицы Поморья, и Минстроя Архангельской области, Стандарт комплексного развития территорий, разработанный Минстроем России и ДОМ.РФ вместе с КБ Стрелка по поручению Председателя Правительства РФ носит рекомендательный характер. Это означает, что все позитивные новации по функциональному разнообразию застройки, уменьшению трафика автомобилей, обязательному озеленению территорий с созданием «зелёных коридоров», компактности строений и прочим важным вещам, делающим жизнь людей комфортнее и безопаснее, помножены на ноль. Чиновники в курсе, что они есть, но предпочитают не обращать внимание.

Очень интересный момент связан с исполнением постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», где предусмотрено, что раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» должна содержать, «в том числе решения по благоустройству и озеленению территории, подраздел «Система водоотведения» раздела «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения» содержит, в том числе решения в отношении ливневой канализации, решения по сбору и отводу дренажных вод». Т.е. чисто теоретически, на осваиваемых территориях должны появиться отводы сточных и дренажно-ливневых вод, канализация, очистные сооружения, зелёные зоны и прочее.

Однако, наличие решений не означает их техническую реализацию. Увы, но администрация Архангельска в лице своей пресс-службы попыталась уклониться от прямого вопроса должно ли в КРТ входить строительство очистных сооружений. Вместо этого нам сообщили, что «Подраздел «Система водоотведения» раздела 5 содержит: в текстовой части решения в отношении ливневой канализации и расчетного объема дождевых стоков». И такой ответ о многом говорит.


Не менее говорящ и ответ на вопрос о минимальном проценте озеленения земельного участка, выделенного под КРТ в Архангельске. Таковой составляет всего 15%. При этом, администрация Архангельска к элементам озеленения относит «экопарковку». Далее цитата:

«Поскольку экопарковка (экологическая парковка) — территория для парковки транспортных средств, засеянная газонной травой и укрепленная газонной решеткой, которая предотвращает повреждение корневой системы растений автомобильными шинами, сохраняя эстетичный вид участка».

И честно признаётся, что ни на какой нормативно-правовой акт в данном вопросе не опирается. В общем, сильный ход, который, уверены, должен быть по достоинству оценён прокуратурой Архангельской области. Уверены, такого прочтения строительных норм и правил они ещё не видели.

Не учитывают проекты КРТ столицы Поморья и снос зелёных насаждений перед застройкой территории, поскольку «Компенсация зеленых насаждений не является предметом рассмотрения на стадии подготовки документации по планировке территории КРТ». Однако, как нам любезно сообщила пресс-служба областной столицы, «в соответствии с пунктом 2.3 постановления Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 05.11.2019 № 1801 «Об утверждении Порядка проведения компенсационного озеленения на территории муниципального образования «Город Архангельск» количество зеленых насаждений, подлежащих компенсационному озеленению, определяется как три вновь высаживаемых дерева (кустарника) взамен одного сводимого (поврежденного)».

Только вот инвентаризации зелёных насаждений в Архангельске не проведено, т.е. чиновники не знают, сколько деревьев и кустарников произрастает и в каком месте, соответственно, данный вопрос, видимо, никому до нас в голову не приходил.

В итоге можно сделать однозначный вывод: застройка по КРТ в Архангельске ведётся без учёта современных понятий об экологическом благополучии территории, т.е. в перспективе областная столица получит новые источники загрязнений вод неочищенными стоками, а также лишится части зелёных зон, что однозначно приведёт к ухудшению качества атмосферного воздуха. Так можно ли считать такое решение развитием территории? Или речь идёт о намеренной деградации?

Познакомиться с перечнем территорий, где планируется «комплексное развитие территории» в Архангельске можно по ссылке https://www.arhcity.ru/?page=3181/0

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: