Предприятия ТЭК и ЖКХ Поморья не спешат получать комплексные экологические разрешения
Объекты, оказывающие наибольшее влияние на окружающую среду, до 1 января 2025 года должны получить комплексные экологические разрешения (КЭР). Естественно, нам стало интересно разобраться какие из предприятий Архангельской области должны получить такие разрешения и почему до сих пор не получили.
Тем более, что в середине октября заместитель председателя Правительства России Дмитрий Патрушев провёл совещание по вопросам получения комплексных экологических разрешений при участии представителей Минприроды, Минпромторга, Минсельхоза, Минстроя, Минэнерго, Росприроднадзора, исполнительных органов региональной власти.
Тогда же профильный зампред заявил, что сроки получения КЭР очередному отложению не подлежат. В случае, если к 1 января 2025 года у предприятий не будет необходимых документов, их ждут штрафы и повышение платы за негативное воздействие.
Остановиться мы решили на предприятиях, которые обеспечивают жизнедеятельность населения Архангельской области, т.е. объекты топливно-энергетического, жилищно-коммунального хозяйства и полигоны ТКО. Ведь без коммунальных услуг человеку никак не обойтись, а штрафные санкции в случае отсутствия КЭР будут удерживаться с бизнеса, который живёт за счёт ежемесячных платежей граждан.
В Северном межрегиональном управлении Росприроднадзора сообщили, что на начало октября этого года из 6 предприятий ТЭК и ЖКХ Архангельской области, которые обязаны получить комплексное экологической разрешение, оформило документы только ООО «РВК-Архангельск». Остальные же заявки просто не подали.
И вот тут мы немного покопались в том, имеют ли в принципе предприятия ТЭК и ЖКХ Поморья экологические программы. Или это просто коллективный протест против КЭР.
По требованиям закона у каждого объекта, оказывающее серьёзное негативное воздействие на окружающую природную среду, обязана быть Программа производственного экологического контроля (ПЭК). Т.е. бизнес должен устанавливать датчики, проводить лабораторные исследования и сам себя контролировать, что весьма логично.
Так вот, по результатам проведённых в этом году 9 плановых контрольных (надзорных) мероприятий (из них 7 на предприятиях ТЭК и ЖКХ) инспекторами Северного межрегионального управления Росприроднадзора нарушений в части соответствия Программы ПЭК установленным требованиям и проведению ПЭК в соответствии с законодательством не выявлено только по одному проверенному объекту – у «Целлюлозно-бумажный комбинат» Филиал АО «Группа «Илим» в г. Коряжме. Последний, напомним, кроме всего прочего снабжает водой население города. Остальные же… Заставляют задуматься. Очень серьёзно задуматься.
Но обязательные экологические программы самоконтролем не заканчиваются. Ключевым документом для получения КЭР является наличие у предприятия Программы повышения экологической эффективности. Фактически, это инвест-план, где указываются какие конкретные мероприятия и за какие средства предприятие будет проводить для сокращения своего негативного воздействия на природу. Исключение – если бизнес строго соблюдает технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Таковых, увы, среди интересующих нас предприятий ТЭК и ЖКХ Архангельской области нет.
Так что мы приступили к поискам. И оказалось, что, не смотря на то, что Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» прямо предписывает публиковать проекты программ повышения экологической эффективности на сайте Минпромторга России, найти там можно только документы до января 2022 года. В ответ на наш запрос о причинах (мало ли, просто с этого момента никто КЭР не оформил, вот и нет публикаций), нам поведали о некоей коммерческой тайне, которая упоминается в программах, персональных данных и даже геополитической обстановке. Но пообещали, что «Обобщенная информация о проектах Программ повышения экологической эффективности может быть представлена Минпромторгом России в ответ на официальное обращение, содержащее перечень запрашиваемых сведений и указание цели запроса».
Видимо, не читали в Минпромторге подписанный ещё в марте 2021 года Президентом России закон об открытости экологической информации.
Тем более, что сами предприятия, реально реализующие экологические программы, всегда стараются об этом рассказать жителям. Цифры там впечатляют количеством нулей, а результат граждане всегда чувствуют, вдыхая атмосферный воздух или наблюдая за местной рекой. Тут ведь как: сам себя не похвалишь – никто не похвалит.
Но для этого мероприятия надо реализовать. И в это всё упирается.
К сожалению, в разделе «экологическая программа» на официальных сайтах значительного количества предприятий ТЭК и ЖКХ Поморья или нет ничего, или «космические корабли» бороздят просторы от охраны природы весьма далёкие. Что, к сожалению, законом не наказуемо. Пока.
Не соблюдается и п.13 ст.67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым обязательной публикации подлежит информация о Программе повышения экологической эффективности, итогах реализации такой программы только для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Такая информация должна публиковаться не реже одного раза в год органом местного самоуправления в средствах массовой информации и размещаться на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации). Впрочем, допускаем, что это мы не нашли на сайте администрации Архангельска отчёт – там такой бардак, что один из персонажей городского герба переломал все конечности, не дожидаясь разящего удара Архангела Михаила.
В сухом остатке получается следующее: с учётом даже сокращённых сроков рассмотрения заявок на получение КЭР, в оставшиеся до 1 января 2025 года полтора месяца оформить документы почти нереально. А это означает штрафы для юридических лиц с повышением ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2 раза. И если для того, чтобы оштрафовать Росприроднадзору понадобится проверка, получить разрешение на которую у прокуратуры сложно, то ставку с коэффициентом 100 насчитают автоматически.
И тут возникает вполне серьёзное беспокойство, что эти средства нерадивые предприятия, которые начиная с 2020 года должны были работать над получением КЭР, просто попытаются переложить на кошельки граждан. Напомним, что система ТЭК и ЖКХ весьма чувствительна – закрыть такие объекты нельзя, воздействовать на монополистов крайне сложно. В общем, вопрос выходит в политическую плоскость. Тем более, что по нашей информации Архангельская область не единственная, столкнувшаяся с такой проблемой.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: