Кто травит водоисточники Архангельской области?
Продолжаем изучать Доклад о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Архангельской области за 2021 год, опубликованный региональным Управлением Роспотребнадзора. Как и обещали, сегодня подробно остановимся на санитарно-гигиеническом состоянии водных объектов в местах активного водопользования.
Ну а поскольку изучать будем профильный документ, то сразу обозначим, что водоемы I категории – это Северная Двина и Печора, II категории – все остальные, кроме Белого моря (оно проходит по отдельной категории «моря»).
Итак, в 2021 году Роспотребнадзор контролировал 64 створа водоемов I категории, 126 — II категории, и морей – 3. Удельный вес проб воды из водоемов I и II категории, а также морей, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2021 году составил 28,6%, 30,3% и 33,3% соответственно. И это частично хорошие новости, потому что по сравнению с 2019 годом негативные пробы для водоемов I категории уменьшились на 29,1%. Если говорить буквально, то промышленность стала сбрасывать меньше химических веществ в Северную Двину. И эта тенденция на снижение негативного воздействия идет уже последние 5 лет точно.
А вот водоемами II категории и морем ситуация не радужная. Удельный вес проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям увеличился на 1,9% для водоемов II категории и на 16,6% для морей.
Далее смотрим самый опасный для водоисточников Арктической зоны (к которой относится Архангельской область) компонент – пробы по микробиологическим показателям. Здесь не соответствовало нормативам 36,7%, 41,4% и 33,3% соответственно. Как отмечается в Докладе, удельный вес проб воды водоемов I категории и морей, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, по сравнению с 2019 годом увеличился на 8,4% и 25,0% соответственно. Удельный вес проб воды водоемов II категории, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, по сравнению с 2019 годом снизился на 3,8%.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния водных объектов в местах водопользования в документе называется сброс неочищенных (или недостаточно очищенных) сточных вод. При этом отмечается, что на территории крупных городов имеются жилые районы, не подключенные к городским канализационным сетям. Канализование жилого фонда осуществляется путем организации вывоза стоков из выгребных ям и емкостей-накопителей. Остается нерешенной проблема сброса неочищенных дренажно-ливневых сточных вод в поверхностные водоемы. В период строительства городской дренажно-ливневой канализации (города Архангельск, Коряжма, Северодвинск) очистные сооружения не были предусмотрены, в связи с чем, ливневые стоки отводятся без очистки. Основным источником загрязнения дренажноливневых стоков являются выгреба и емкости- накопители не канализованного жилого фонда.
Ну а к чему приводит подобная безответственность, очень понятно. Далее цитата:
«В Архангельской области показатели, характеризующие качество питьевой воды, подаваемой населению из разводящей сети хуже, чем в среднем по Российской Федерации по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Удельный вес исследованных проб питьевой воды из разводящей сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2021 году составил 21,2% (2019 г. – 30,2%, 2020 г. – 27,5%), что в 1,6 раза выше показателя в среднем по России к 2020 году (13,3%)».
Не будем утомлять вас перечислением всех судебных дел, успешно выигранных Роспотребнадзором на предмет принуждения администраций поселений и муниципальных районов (округов) к реализации мер по улучшению снабжения населения. Их много. Очень много. И все успешно выиграны. Но наличие вступившего в законную силу судебного решения не гарантирует исполнения этого решения, когда в бюджете нет средств, а у региона нет программы по строительству канализационных очистных сооружений.
Закончим вот чем – уж больно показательные цифры: Управлением по соблюдению требований санитарного законодательства в сфере охраны водных объектов и обеспечения населения качественной питьевой водой в 2021 году проведено 166 надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, из которых 108 плановых, 23 внеплановых проверок, 34 административных расследований, принято участие в одной проверке с органами прокуратуры. По выявленным нарушениям санитарного законодательства составлено 134 протокола об административном правонарушении, вынесено 8 предупреждений, наложено 85 штрафов на общую сумму 1 млн. 884,5 тыс. рублей.
Завтра рассмотрим вторую больную проблему Поморья – обращение с отходами. Причем рассматривать будем с точки зрения не экологического, а именно санитарного законодательства, т.е. будет очень интересно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: