«Мусорной реформе» не хватает триллиона рублей
Вчера на заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды обсуждали итоги так называемой «мусорной реформы», которая, напомним, реализовывалась в рамках нацпроекта «Экология» на протяжении 5 лет.

За все и всех отдувался глава Минприроды России Александр Козлов. Не будем перечислять все критические замечания, прозвучавшие в адрес министерства, – их было немало. Перейдём к конкретике и текущим проблемам.
Итак, по информации минприроды России в настоящий момент в стране не хватает 129 тысяч контейнерных площадок, 350 тысяч контейнеров и 7 тысяч единиц специальной техники. Решать вопрос финансирования планируют разными методами. Так, для обновления парка специальной техники в текущем бюджете предусмотрено 5 миллиардов рублей. Этого должно хватить на 4 тысячи новых мусоровозов. Дефицит контейнерных площадок должен существенно сократить новый законопроект, который позволит возлагать ответственность за их создание и содержание на региональных операторов. Вопрос про контейнеры остался подвешенным в воздухе. Тем более, что после 1 сентября этого года вводится их единая цветовая гамма, а это новые расходы, на которые никто не рассчитывал.
Что же касается реализации нового нацпроекта «Экологическое благополучие», то до 2030 года необходимо будет построить ещё 400 объектов для комплексного обращения с ТКО.
— Чтобы было понимание, сколько это стоит, в деньгах сегодняшнего времени это почти триллион рублей, — подчеркнул министр. — Источники финансирования будут разные. И бюджетная поддержка, и, конечно, мы рассчитываем на привлечение внебюджетных источников, иначе эти планы выполнить будет просто невозможно.
Остаётся подвешенным и вопрос с ликвидацией объектов накопленного экологического вреда. Здесь планируют привлекать региональные бюджеты.
Удивительно, что не прозвучал вопрос о так называемых «оборотных штрафах» — они же «зелёные платежи». Напомним, что это средства, которые нарушители природоохранного законодательства должны выплачивать в рамках компенсации причинённого ущерба, а также обязательные экоплатежи предприятий. Сейчас перечень вариантов, на которые могут расходоваться вышеуказанные средства, весьма ограничен и каждый регион согласовывает траты с минприроды России.
В общем, самый ключевой вопрос – вопрос финансовый – так и остался открытым. Как и проблема целевых показателей. Тут важный нюанс: если в показателях значится «100%-ая сортировка отходов» и при этом не указывается, сколько полезной фракции должно быть извлечено в результате (и желательно какой, а то с органическими отходами очень даже возможна «игра цифрами»), то достичь этой цели достаточно просто за счёт строительства мусоросортировочных комплексов. И сортировать. А что получится в итоге – другой вопрос.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: