Вонь как показатель, а не просто факт

VkontakteEmail this page


Продолжаем следить за законотворческими инициативами экологического направления. В российском законодательстве может появится понятие «запах» атмосферного воздуха. Проект закона, который вводит в правовое поле новую форму мониторинга состояния окружающей среды, находится сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ. 

фото pexels.com

Авторы документа, члены Заксобрания Санкт-Петербурга, пояснили, что существующие нормы и инструменты анализа качества воздуха уже не отвечают запросу общества в полной мере. Порой их оказывается недостаточно для должного регулирования состояния окружающей среды с учетом не только уровня безопасности, но и уровня комфорта жителей. Тут надо пояснить, что на сегодняшний день, если дышать полной грудью мешает зловоние, но при этом превышения концентрации вредных веществ в воздухе не выявлено, наказать ответственных за отравление жизни граждан и даже потребовать устранить причину дискомфорта закон не позволяет. 

— Актуальность данного вопроса обусловлена ситуацией, которая возникает при появлении резких, некомфортных запахов. Жители обращаются в территориальные органы Росприроднадзора, Роспотребнадзора, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако последние чаще всего не имеют возможности ни определить источник запаха, ни его состав, ни привлечь нарушителя к ответственности, – говорится в пояснительной записке к проекту закона. 

Все дело в том, что зачастую запах появляется не из-за высокой концентрации какого-то одного вещества, а из-за сочетания разных веществ, каждое из которых присутствует в зловонной смеси в малых количествах. «В зарубежных странах при невозможности выделить одно или несколько основных веществ, формирующих запах, осуществляют контроль запаха в целом», – заявляют инициаторы поправок в закон «Об охране атмосферного воздуха». 

В документе определяется порядок применения нового критерия состояния окружающей среды. Предполагается, что мониторинг интенсивности запаха будет осуществляться в тех случаях, когда при контроле качества атмосферного воздуха не наблюдается «превышения гигиенических нормативов для индивидуальных летучих веществ, обладающих запахом, для которых установлены гигиенические нормативы». 

Авторы отмечают, что ситуация в субъектах РФ разная. В связи с этим предлагается ввести «региональные нормативы запаха», то есть значения концентрации (интенсивности) запаха, которые устанавливаются местными органами власти и применяются на территории или даже части территории субъектов. Более того, так как с проблемой беспокоящих население амбре сталкиваются не все регионы, согласно поправкам, исполнение вводимых норм – право, а не обязанность субъекта Федерации.

Реализацию мониторинга интенсивности запаха оставляют на усмотрение регионов еще и потому, что это дорогостоящая процедура, которая потребует дополнительных затрат из местных бюджетов. В финансово-экономическом обосновании проекта закона сообщается, что средняя стоимость услуг проведения 100 измерений в контрольных точках составляет 4,9 миллиона рублей, средняя стоимость одного измерения — 49 тысяч рублей. Однако траты на анализ воздуха на предмет присутствия отравляющих жизнь запахов предлагается компенсировать за счет доходов от штрафов, которые будут выписываться нарушителям.

Для Архангельской области законопроект более, чем актуальный. Посмотрим, пройдет ли он через фильтр правительственной комиссии и депутатские слушания.

Источник: https://нацпроектэкология.рф/vozdukh-bez-ambre-zakonodateli-namereny-borotsya-s-nepriyatnymi-zapakhami/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: