Объекты накопленного вреда будут ликвидировать по новым правилам
Правительство России утвердило обновленные правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Как подчеркивает пресс-служба Минприроды России, новым нормативным актом предусматривается установление критериев отбора природоохранных проектов и перечня документов, прилагаемых к заявке. Вводятся положения о деятельности межведомственной экспертной комиссии по отбору природоохранных проектов.
Так, в целях повышения эффективности использования денежных средств субъект РФ обязан обеспечить участие представителей Росприроднадзора (подведомственных центров лабораторного анализа и технических измерений) в контроле за реализацией природоохранных проектов и приемке работ.
В Правилах прописываются также обязательства субъекта вести трансляцию хода работ на объекте в сети в «Интернет» в текущем режиме, размещать информационные баннеры о реализации природоохранного проекта, что, в общем-то, на наш взгляд очень хорошо.
А вот положение о предельном объеме затрат, рассчитанном «исходя из площади территории, на которой выявлен накопленный вред окружающей среде, объема отходов, размещенных на этой территории, и удельных показателей стоимости работ на 1 гектаре, определенных Минприроды России на основании анализа реализованных проектов» ставит крест на проектах Арктического региона. Наши расстояния, хрупкость природы, необходимость проведения дорогостоящих экспертиз, фактически разработка индивидуальных проектов под каждый объект накопленного вреда просто не вписываются в средние «по больнице» рамки. Например, вывезти мусор с лесной свалки где-то в Поволжье с его развитой дорожной сетью и многочисленными полигонами, где мусор утилизируют, и вывезти бочки от отработанного топлива с архипелага Земля Франца-Иосифа или ликвидировать свалку на Соловках, где требуется не просто собрать отходы, а обеспечить морской транспорт, да еще в краткий период судоходства, найти место утилизации (с учетом, что действующие полигоны региона вот-вот достигнут предельного заполнения), как говорится «две большие разницы».
Остается только надеяться, что этот вопрос будет урегулирован в ближайшее время. Иначе для всех объектов накопленного вреда Заполярья придется создавать отдельную федеральную программу. Учитывая более строгие требования к проектам по ликвидации таких объектов, это, в общем-то, оправдано. Главное, чтобы хватило бюджетных средств и контроль за их расходованием был организован в круглосуточном режиме. Во избежание, так сказать. Напомним, что в Архангельской области на конец 2021 года зафиксировано более 900 несанкционированных свалок. Половина из них приходится на лесной фонд. Кроме того, в ликвидации нуждаются многочисленные «последствия» деятельности прекративших свое существование после распада СССР воинских частей, вредных производств, могильников и полигонов различного назначения. Более-менее полного реестра таких объектов в настоящий момент не существует. Но, надеемся, что к концу года профильное региональное министерство завершит инвентаризацию и представит список.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: