Небьющиеся цифры «мусорной реформы»

VkontakteEmail this page


Накануне в ГосДуме состоялись Парламентские слушания Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему: «О ходе реализации реформы в области обращения с отходами производства и потребления: от достижения целевых показателей до создания экономики замкнутого цикла». Наша Архангельская область упоминалась в выступлениях несколько раз.

фото minvr.gov.ru

Но по порядку. Сама реформа стартовала 4 года назад. Министерство природных ресурсов и экологии России отчитывалось перед парламентариями, общественниками и представителями бизнеса по итогам 2021 года и делилось планами на текущий год.

Так, всего за 2019–2021 годы введены в эксплуатацию 187 объектов, включая 25 комплексных. Обработка/сортировка ТКО вырастет на 3,62 млн тонн в 2022 году, по сравнению с прошлым годом, когда этот показатель составил 15,52 млн тонн. Таким образом уровень обработки вырастет на 23,3% и станет равняться 19,14 млн тонн. В общем, планов много, одних инвестиций планируется привлечь на 55 млрд рублей.

— В любом случае, на захоронение отправилось 38 миллионов тонн. И почти 6 миллионов – на переработку. Восемь миллионов находятся на площадках временного накопления. И порядка одного миллиона были обезврежены. Подчеркну, что все плановые показатели федерального проекта по обработке и переработке по итогам прошлого года мы перевыполнили. В цифрах – это больше на 5,5 и 2,8 миллионов тонн соответственно, — сообщил глава Минприроды России. 

Но практически сразу прозвучала оговорка про непрозрачность итоговых цифр: министр Александр Козлов рассказал, что в 2021 году, по данным регионов, образовано 53 миллиона тонн отходов. При этом по отчетности, полученной Росприроднадзором от предприятий сектора, цифра меньше. А в терсхемах регионов показатели вообще другие.

Точку в этом вопросе, кстати, так и не смогла поставить контрольно-счетная палата России. По итогам проверки оказалось, что обмен данными между всеми участниками процесса утилизации отходов не налажен: федеральная терсхема так и не утверждена, цифровая модель толком не работает, ГИС не создан. В общем, не очень понятно, сколько в итоге произведено мусора и сколько его захоронено на полигонах, а сколько реально переработано. Ведь весовой контроль на полигонах ведется из рук вон плохо, а переработчики в большинстве своем не готовы выйти и работать «в белую», т.е. продемонстрировать открыто у кого они получают вторсырье, как именно перерабатывают и что в итоге получается.

Отдельная больная тема – тариф. Больная она и для бизнеса, чьи представители пожаловались на завышение платы в 4-5 раз, а в ответ услышали, что предприниматели всячески уклоняются от оплат и вообще выдают ТБО за промотходы, вывозить которые дешевле. В общем, в этой части дискуссия будет продолжена. Больная и для граждан, которые не понимают, почему должны платить больше, если ничего существенно не поменялось. Но граждане хотя бы оспаривают в судах нормативы накопления, на которых строится тариф. И делают это успешно (тут в качестве примера прозвучала наша Архангельская область, где удалось снизить плату аж на 10%). Для того, чтобы сделать расчет тарифа справедливым, минприроды разрабатывает вариант установления норматива накопления отходов не в результате процедуры замеров. Но подробности озвучены не были.

Много вопросов прозвучало от регионов. Основные из них касались продления срока действия полигонов, которые на самом деле не полигоны, а несанкционированные свалки, но за отсутствием иных мест и способов обращения с отходами, им разрешили функционировать до 1 января 2023 года. Тут позиция министерства четкая: «продлять жизнь» таким объектам никто не будет. У регионов было 4 года для проектирования и строительства новых современных систем обращения с бытовым мусором. Кто не справился – сам виноват. Учитывая, что в нашем регионе новых объектов тоже не появилось, а официальные полигоны исчерпали или почти исчерпали свои лимиты, видимо, космодрому «Плесецк» в скором времени предстоит переориентироваться с запуска спутников в космос на запуск туда же мусора.

Также министр анонсировал новые меры поддержки, которые сейчас находятся на согласовании в Правительстве.

— Регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности могут возместить 95% затрат по концессионным соглашениям. А также, я хотел бы обратить внимание, благодаря прямым субсидиям субъектам. Например, в курортном Крыму — появятся три объекта, которые закроют потребности полуострова в мощностях по обращению с ТКО. Эту работу мы уже начали, коллеги, ждем проектно-сметную документацию, она появится буквально на днях. И, соответственно, начнем финансировать эти проекты, — подчеркнул Александр Козлов. 

Слушания продлились почти 2,5 часа. Обсуждали и проблему внедрения раздельного сбора отходов, и РОП, даже коснулись экологического просвещения. Но ничего существенно нового не прозвучало. Разве что до некоторых наконец дошло, что к экологичному поведению надо приучать с детства, а потому в школу должен вернуться такой предмет как «экология». Но, опять же, это пока на уровне планов.

Дискуссии обещают продолжить в рамках круглых столов на отдельных площадках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: