Сенаторы озаботились содержанием контейнерных площадок

VkontakteEmail this page


Проблема ненадлежащего состояния «лица мусорной реформы» дошла и до Москвы. Захламленные контейнерные площадки, где мусор может лежать годами, а крысы плодиться стадами с всеобщего попустительства, наконец, дошла до Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Правда, решение там видят весьма своеобразно.

Фото пресс-службы Правительства Архангельской области

Но по порядку. На площадке федерального штаба по решению проблем сферы твердых коммунальных отходов (ТКО), созданного при Минприроды России совместно с регионами, выработаны законодательные решения. В проработке — 19 приоритетных нормативно-правовых актов. Об этом председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных рассказал «Парламентской газете».

Среди особо острых проблем названо состояние контейнерных площадок в большей части регионов. Причина тоже названа – отсутствие ответственных. Точнее как: согласно федерального законодательства, объект (а контейнерная площадка – объект недвижимости) без владельца существовать не может. Но муниципальные образования и управляющие компании не хотят брать на себя ответственность, а обычные граждане (которые главные потребители) из решения этого вопроса оказались исключены и могут только жаловаться на ненадлежащее состояние площадки. Долго и чаще всего безрезультатно, ибо «чиновничий футбол» — явление неистребимое. Разве что прокуратура спасает.

Сенаторами и депутатами в Госдуму внесен законопроект, предоставляющий субъектам РФ право назначать региональных операторов ответственными за содержание контейнерных площадок. Якобы единый оператор гарантирует порядок.

Но проблема несколько глубже. И упирается во многие законодательные пробелы. Так, еще в прошлом году вице-премьер Дмитрий Патрушев на совещании с руководителями Минприроды и Роспотребнадзора, сенаторами и представителями ППК «РЭО» обратил внимание на необходимость внесения изменений в законодательство о контейнерных площадках для сбора твердых коммунальных отходов, в том числе совершенствование санитарных правил.

— Состояние контейнерных площадок — это то, как граждане видят нашу работу. Важно соблюдать санитарные нормы их содержания, но и понимать, что правила могут корректироваться в ходе реализации реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Решение должно быть в интересах людей и экономически выполнимо для регионов. В этой связи нам нужно выработать согласованную позицию, — подчеркнул Патрушев.

После этого в конце июня 2024 года Правительство выпустило постановление, упрощающее правила установки контейнеров для твердых коммунальных отходов. Как результат — площадки для мусорных контейнеров внесли в список объектов, которые можно размещать на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, «без предоставления земельных участков и установления сервитутов». То есть для обустройства такой площадки не нужно добиваться специальной возможности на ограниченное пользование землей, которая находится в чужой собственности.

Надо отметить, что помогло это не сильно: в том же Архангельске создание контейнерной площадки по-прежнему остается квестом, который прошли далеко не все.

Более того, в неравной ситуации оказались жители городов и сельских населенных пунктов. Жителей многоквартирных домов фактически заставляют создавать контейнерные площадки за свой счет, а на сельских территориях их строят за счет субвенции из регионального бюджета. Некоторые муниципалитеты Поморья оборудуют площадки самостоятельно, администрация Архангельска заставляет управляющие компании нести расходы, часто вопреки мнению собственников жилья. В итоге – суды и скандалы.

В таком контексте давать регоператорам дополнительные полномочия, учитывая частоту жалоб населения на невывоз мусора, т.е. того же регоператора, как-то не очень дальновидно. Тем более, что это однозначно вызовет только рост тарифа на вывоз мусора и недовольство граждан, а вот появление порядка на контейнерных площадках, увы, никак не гарантирует.

На наш взгляд, оптимальнее пойти по пути налаживания муниципального земельного контроля, который часто контролем является лишь на бумаге. И привлекать собственников контейнерных площадок к ответственности по действующему законодательству, даже если штрафовать придется сам же муниципалитет. И да, закон должен быть един и все находиться в равных условиях. Иначе система так и не будет работать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: