Северный морской путь ставят на поток

VkontakteEmail this page


Одним из центральных мероприятий Петербургского международного экономического форума стала панельная дискуссия «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты», где были представлены ведущие Арктические регионы.

Фото: iStock

Участниками сессии стали советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, а также руководители крупных российских и зарубежных транспортных компаний. Первый порт России и Архангельскую область представил губернатор Александр Цыбульский.

По словам Игоря Левитина, без Северного морского пути не может существовать полноценной мировой логистики:

– В инфраструктуру Северного морского пути – в порты, ледокольный флот – нужно инвестировать как со стороны государства, так и бизнеса. Тогда эти транспортные коридоры, а их около 10, будут конкурентоспособны. Не все компании могут выдержать торговую услугу по СМП, поэтому важно, чтобы шли контейнерные перевозки. Объем значительный, и, конечно, только Транссибирская магистраль, восточный полигон не смогут обеспечить их, – сказал советник Президента Игорь Левитин. – Наша задача – дать определение, что такое СМП в части инфраструктуры и перевозочных транспортных средств. И при поддержке губернаторов получим серьезную перспективу этого международного транспортного коридора.

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул, что развитие СМП сегодня – самая сложная и важная задача в современной российской экономике.

– Приведу цифры. В следующие 11 лет планируется провоз 1,8 миллиарда тонн грузов по СМП общей стоимостью 111 триллионов рублей. Это 20 триллионов налоговых поступлений. Обеспечить вывоз этих грузов – наша общая задача: и органов власти, и бизнеса, и инвесторов, – сказал Алексей Чекунков. – В 2022 году по поручению Президента России принят единый план развития Северного морского пути до 2035 года, где собраны все мероприятия, заключены соглашения с грузоотправителями, в том числе нашим министерством, которыми зафиксирован объем. Это большой массив соглашений, по которым в 2031 году мы превышаем 200 миллионов тонн грузов. Это тот рекорд, о котором раньше еще страшно было подумать, и его надо в разы увеличивать.

При этом государство уделяет большое внимание развитию инфраструктуры городов. Для этого создаются мастер-планы, которые уже в середине лета лягут на стол Президенту России.

Естественно, что основное внимание будет уделено первому порту России – Архангельску, который создавался как ворота нашей страны в Арктику и до сих пор служит этой цели. Тем более, что порт готов расти и развиваться, чтобы удовлетворить все потребности заказчиков:

– Здесь очень важно, чтобы мы были готовы к этому по всем направлениям. Нет никаких сомнений в строительстве атомного ледокольного флота, судов обеспечения безопасности по трассе СМП – эти процессы уже идут по поручению Президента, и к 2030 году точно будет результат. Сейчас очень важно, чтобы к выполнению новых масштабных задач была готова и береговая инфраструктура – важнейшая часть в общей системе СМП. В этом контексте мы работаем над развитием Архангельского транспортного узла, уже имея целый ряд преимуществ, – сказал губернатор Архангельской области.

Глава региона отметил, что надо увеличивать и строить новые выходы на Северный морской путь, и здесь Архангельский порт может стать хорошим подспорьем.

– Исходя из наших условий – природных, глубинных, наш порт круглогодичный, но замерзающий – мы сможем обеспечить грузовую базу порядка 50 миллионов тонн, это тот груз, который транзитом может пройти через нас, – сказал глава региона.

Александр Цыбульский привел пример морского порта в китайском городе Далянь, который недавно посетила архангельская делегация.

– Уже сейчас в порту Даляня перевалка груза – 486 миллионов тонн, а к 2030 году будет 450 миллионов. Часть этого грузооборота может транзитом пройти через нас. При этом в три раза быстрее доставить груз сегодня становится принципиально важным. А нам очень важно для этого обеспечить конкурентные условия, а значит, снять издержки с бизнеса, касающиеся ледокольных работ, – сказал губернатор. – Надо сначала сделать более выгодные условия, после этого мы получим эффект. А для этого нужно, что называется, раскатать маршрут.

Он добавил, что сегодня в Архангельской области логистические компании формируют около 3 млн тонн экспортного груза (лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности), и они готовы заходить в Архангельский порт при условии долгосрочного планового заказа.

– Поэтому здесь ключевым является готовность береговой инфраструктуры. Большая работа уже проводится. Принято и решение по приведению в готовность нашей морской инфраструктуры, – отметил Александр Цыбульский.

Сегодня порт Архангельск является одной из основных отправных точек для субсидируемых каботажных перевозок между морскими портами Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока России через акваторию Северного морского пути. Перевозка грузов на таких рейсах осуществляется по льготным тарифам морского фрахта. Повышенный интерес к таким рейсам проявляют участники северного завоза и экспортеры, у которых конечной точкой доставки продукции является Китай. Они смогут по льготным тарифам доставить груз в порты Владивостока, Сахалина или Находки по СМП, минуя загруженный Восточный полигон железных дорог, и далее перегрузить товары на морские суда в направлении портов Китая.

Как отметил генеральный директор Китайской транспортно-экспедиционной компании Кэ Цзинь, их компания уже стала участником в развитии СМП.

– В прошлом году по арктическому маршруту мы осуществили восемь рейсов, в том числе в Архангельск. Показали всем, что это реально, – сказал Кэ Цзинь. – Сегодня мы видим порт Архангельск самым перспективным. Это выгодная логистика, которая позволит сократить транзитный срок и сделать 3–4 рейса за период навигации. Также это идеальное место расположения и стабильная база перевалки товаров ЛПК.

Как сообщают в правительстве Поморья, в рамках сотрудничества региона с Китайской Народной Республикой в части организации поставки грузов по СПМ запланировано порядка 12 рейсов из портов КНР в морской порт Архангельск за период навигации в 2024 году. Перевозки планируются экспортно-импортные с загрузкой от 500 до 700 контейнеров на каждый рейс.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: