Владимир Путин: в Арктике сперва экология, а потом уже остальное

VkontakteEmail this page


Накануне Президент России Владимир Путин провел совещание, посвященное развитию Арктической зоны России.

фото znakcom

Глава государства подчеркнул, что с учетом новых экономических реалий необходимо уделить особое внимание и приложить все усилия для максимального наращивания темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам. Но с учетом экологических ограничений.

— Все программы и проекты в Арктике мы рассматриваем в тесной увязке с задачами сохранения биоразнообразия и арктических экосистем. А также с долгосрочной работой по решению задач климатической повестки. Так, проекты по ликвидации накопленного ущерба должны быть продолжены в полном объеме. Это касается и научно-исследовательских программ, прежде всего направленных на обеспечение стабильного баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы, — заявил Владимир Путин.

И потребовал доложить, как исполняется его поручение по созданию системы мониторинга вечной мерзлоты. Как оказалось, пакет документов уже разработан и в весеннюю сессию будет представлен на суд ГосДумы.

Параллельно с этой работой началось создание самой системы — на опытных полигонах на мысе Баранова и архипелаге Шпицбергена отрабатывают технологию получения данных со скважин. Всего к 2025 году появится 140 таких станций-скважин для мониторинга мерзлоты во всей Арктике.

Кроме того, началась подготовка к установке оборудования для измерения выбросов сажи и метана.

— То есть у нас появится первоисточник по таким выбросам. Это не природное явление, как мерзлота. Это то, что называется антропогенными выбросами и влияет на парниковый эффект. Выделяются при разработке месторождений углеводородов, от работы двигателей кораблей, от печного отопления. Зная, сколько сажи и метана попадает в атмосферу от экономической деятельности, сможем принять реальные меры по снижению выбросов, — подчеркнул министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Он также заявил, что ведомством разработан законопроект, который введет контроль за предоставлением отчетов компаний по выбросам всех парниковых газов.

— Пока это происходит, чуть ли не на добровольной основе. Мы же предлагаем сделать отчеты обязательными. Законопроект находится на межведомственном согласовании, — добавил он.

Обновление обещают и существующей сети Росгидромета: сегодня специалисты разворачивают сеть морских дрейфующих гидрометеорологических буев — в этом году 42 буя установят на Севморпути. А к 2024 году будет расширена линейка наблюдений системы «Север» и повышена оперативность передачи данных.

Глава Минприроды России сообщил, что получить уникальные данные о состоянии льда, атмосферы, природы высокоширотной Арктики, тех ее районов, которые сейчас недоступны, позволит ввод в эксплуатацию первой в мире ледостойкой платформы «Северный полюс», которая в июле должна встать под флаг. Прорабатывается идея строительства научно-экспедиционного судна ледового класса для изучения Арктики и Антарктики.

Также на совещании коснулись темы ликвидации свалок и опасных объектов – старых хвостохранилищ и остатков нефтразливов.

— Мы ужесточили ответственность за нефтеразливы.  Так, все организации, которые занимаются добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и продажей нефти и нефтепродуктов, обязаны разработать детальные планы по предупреждению и ликвидации разливов, — сообщил глава Минприроды, особо подчеркнув, что каждый план должен быть финансово обеспечен.

Также сейчас идет обсуждение экологических требований к кораблям, проходящим по арктическим морям. Прежде всего это означает переход на новые виды топлива, так называемое СПГ, о котором много говорилось еще до пандемии коронавируса. И уже тогда было ясно, что подобный переход потребует серьезных финансовых вложений от судовладельцев. Фактически, придется отстраивать корабли заново.

Но главная проблема даже не в этом, а в недостатке ледоколов. Напомним, что в Архангельске есть только один ледокол класса «река-море» — старичок «Диксон». Но одного ледокола недостаточно для проводки судов по нашей части Северного морского пути. Впрочем, об этой проблеме было сказано уже неоднократно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: