Владимир Шадрин: с 1 января не уходим сразу же на раздельный сбор
Сегодня в администрации Архангельска состоялся брифинг директора департамента городского хозяйства Владимира Шадрина по готовности областной столицы к переходу на новую систему обращения с отходами.
Как всегда, вопросы и ответы без купюр.
— Насколько город готов к переходу на новую систему обращения с ТКО?
— На сегодняшний день городом проведена большая, я считаю, работа по подготовке к переходу на новую систему обращения с отходами. Проведена большая работа в части инвентаризации контейнерных площадок, которые есть на территории города, чтоб мы могли учесть каждое место сбора отходов и в дальнейшем, при работе регионального оператора у нас ни одно из них не было упущено, своевременно производился вывоз отходов. Кроме этого, проведена работа и с управляющими компаниями в части необходимости организации мест сбора отходов, у кого они не были организованы должным образом. Ну и в принципе разъяснительная работа ведется регулярно и с населением, с юридическими лицами по данному вопросу.
— Сколько появится новых контейнерных площадок и когда существующие будут соответствовать гостам?
— Давайте говорить так: если опираться на федеральное законодательство, то контейнерная площадка по сути – это твердое покрытие и контейнер. Все остальное, что касается ограждения, что касается ее типа закрытая или открытая – это уже те нормы, которые мы принимаем на уровне субъекта или муниципального образования. На сегодняшний день планируется установка дополнительных контейнерных площадок на территориях общего пользования, находящихся вблизи частного сектора, которые, в принципе, в нынешней системе обращения с отходами фактически не охвачены. Поскольку услуга по вывозу твердых коммунальных отходов будет являться коммунальной, соответственно, каждый собственник домовладения будет обязан заключить договор с региональным оператором на вывоз и утилизацию отходов. Соответственно, мы должны дать гражданам возможность размещать те отходы, за вывоз которых они будут платить. С этой целью мы планируем обустроить на территориях общего пользования контейнерные площадки, которые будут содержаться за счет муниципалитета или за счет регионального оператора на договорной основе.
— Разрешился ваш спор в том числе и с прокуратурой? За чей счет будут устанавливаться контейнерные площадки и вся это система? Более 180 контейнерных площадок в центре города отсутствует.
— На сегодняшний день есть ряд контейнерных площадок, которые не оборудованы должным образом. Мы продолжаем в этом направлении работу в том числе с управляющими компаниями и ТСЖ. Наша позиция поддержана со стороны городской прокуратуры и у нас наработана уже определенная судебная практика о том, что надлежащая организация места сбора отходов – обязанность управляющей компании либо ТСЖ.
— Т.е. установка будет за счет собственников жилья?
— Организация места сбора отходов – один из пунктов обязательного перечня работ, которые должна выполнять управляющая компания.
— Организация – это что?
— Установка.
— Т.е. все в городе будет устанавливаться за счет собственников жилья?
— За счет управляющей компании. Должны делать управляющие компании. На сегодняшний день они платежи по данной статье собирают на постоянной основе. Это не какое-то нововведение, которое мы хотим включить в обязанности.
— УК знают?
— Управляющие компании об этом знают.
— Закон уже с 1 января начнет действовать. Успеют?
— Ряд управляющих компаний такие контейнерные площадки уже ставят. Есть управляющие компании, с которыми мы ведем работу. Но. Тем не менее, я считаю, что позиция у нас правильная.
— Вы успеете до 1 января?
— Надо понимать, что у нас с 1 января те контейнерные площадки, которые есть, они никуда не деваются. Какого-то резкого скачка или провала произойти не должно. Поэтому мы сегодня работаем, в том числе, с региональным оператором, с перевозчиками, которые на сегодняшний день существуют у нас на рынке в городе Архангельске, чтобы весь переход на новую систему обращения с отходами был максимально плавным и чтобы граждане в этом отношении никоим образом не пострадали.
— В федеральном законе нет такой вещи как выгребные ямы. Они есть там, где отсутствуют контейнерные площадки, особенно в частном секторе. Как там будет решаться вопрос и за чей счет?
— Это так называемые «помойницы». У нас их в городе более 200. На сегодняшний день у нас в том числе при переходе на новую систему обращения с отходами есть задача разделить жидкие и твердые коммунальные отходы. Жидкие отходы они должны откачиваться управляющими компаниями и вывозиться в городскую систему канализации с определением точки сброса организацией, занимающейся водоотведением на данной территории. Что касается твердых коммунальных отходов, они должны утилизироваться в общем порядке. В данном случае планируем действовать следующим образом: устанавливать дополнительные контейнера и потихонечку людей приучать.
— Раздельный сбор (отходов – прим. редакции) когда будет налажен в городе? Что вы будете делать с мусоропроводами?
— Вопрос на самом деле хороший, потому что раздельный сбор мы прекрасно понимаем, что в принципе он нам нужен. Это будет так скажем определенная перспектива развития всей системы обращения с отходами в Архангельске. На сегодняшний день у нас порядка 80 (процентов – прим редакции) домов оборудовано действующими мусоропроводами. И здесь вариант раздельного сбора организовать несколько сложнее, чем на контейнерных площадках, где просто поставить контейнера маркированные и граждан переучивать на раздельный сбор отходов. Что касается мусоропроводов, разные есть методики, в том числе сбор в пакеты разного цвета, что в дальнейшем облегчит сортировку.
— За чей счет пакеты и т.д.?
— Пока этот вопрос разрабатывается. Здесь речь идет в принципе о том, что с 1 января не уходим сразу же на раздельный сбор, понимаем, что сама по себе система перехода на новую систему обращения с отходами – вопрос сложный и он не произойдет в одночасье. Будет какой-то переходный период, в ходе которого и будет сформирован график перехода на этот раздельный сбор. Как он будет: поэтапно, по всей территории города или пилотные районы будут определены – вопрос времени и взаимодействия регионального оператора с перевозчиками, с гражданами. В любом случае, эту работу вести нужно.
— Сейчас на бывшее руководство городского полигона возбуждены уголовные дела. Есть ли вероятность, что с 1 января полигон не сможет принимать отходы?
— Не совсем понимаю, о каких уголовных делах вы говорите. У нас полигон имеет лицензию. Срок действия полигона еще порядка 10-15 лет он может заполняться. Поэтому на тот период, пока у нас нет альтернативного какого-то объекта межмуниципального по сбору, сортировке, утилизации отходов он вполне может существовать. Работа на полигоне ведется, ни о какой остановке работы полигона речи не идет.
— Когда будет установлен тариф?
— На сегодняшний момент региональный оператор проводит конкурсные процедуры по выбору потенциальных перевозчиков. Тарификация начнется с того момента, когда будут определены перевозчики. На сегодняшний день сформирована сетка контейнерных площадок, сформирована модель электронная, следующим этапом будет обращение регионального оператора и определение составляющих, которые будут входить в тариф в агентство по тарифам и ценам.
— Квитки люди когда получат?
— Не раньше февраля, потому что в любом случае региональный оператор начинает работу с 1 января. Оплата будет в феврале за январь.
— Содержание контейнерной площадки – в любом случае ответственность УК, даже не смотря на то, кому принадлежит земля?
— Здесь вопрос, наверно, не в том, кому принадлежит земля. У нас ряд контейнерных площадок не оформлены должны образом. УК их в свое время ставили, места согласовывали в том числе совместно с администрацией города и органами Роспотребнадзора. В любом случае, согласно с минимальным перечнем работ или услуг, которые обязаны предоставлять УК, работы по организации и содержанию места сбора отходов – обязанность управляющий компании. Для них с 1 января, с приходом регионального оператора принципиально ничего не изменится.
— Спецавтохозяйство в этой системе будет какую роль занимать?
— Я думаю, что САХ займет нишу в том числе перевозчика. Об этом рано еще говорить, но поскольку мощности у предприятия есть, естественно, у САХ и регионального оператора будет заключен договор на использование полигона, который находится в ведении предприятия. Поэтому САХ – достаточно весомо.
— Кому жаловаться, если контейнерной площадки нет?
— Необходимо обращаться в органы Роспотребнадзора, государственную жилищную инспекцию, муниципальный жилищный контроль. Они выходят на проверку и управляющая компания должна показать, где организовано у нее место сбора отходов: где стоят контейнера, в каком состоянии без твердого покрытия или с твердым покрытием данная площадка. Если у нее в ведении контейнерной площадки нет, то договор аренды площадки, которая принадлежит какому-то другому юридическому лицу, но компания на договорных отношениях использует эту площадку.
— Будут ли установлены контейнеры для опасных отходов типа батареек?
— Нет. Данные отходы не являются твердыми коммунальными. Это отходы 1-2 класса опасности, они под действие 89-ФЗ не попадают.
— Куда будут жаловаться горожане, если мусор не будет вывозиться: напрямую вам или регоператору?
— Граждане могут обращаться как к регоператору, так и в наш адрес, а также в государственную жилищную инспекцию, муниципальный жилищный контроль, органы Роспотребнадзора. На самом деле по беседе с региональным оператором на сегодняшний день ими озвучена позиция, что мусор будет вывозиться в ежедневном порядке со всех контейнеров. Т.е. для того, чтобы не было провала, маршрутная сетка будет перерабатываться постепенно с момента начала работы регионального оператора. Перевозчики сейчас пока остаются те же по контейнерным площадкам, скорее всего, останутся те же на тех или иных основаниях. Но чтобы эту сетку не разрушить, переход и оптимизация в части маршрутов будет производиться региональным оператором постепенно. И поскольку вывоз региональным оператором будет осуществляться в ежедневном режиме, захламления контейнерных площадок происходить не должно, с учетом того, что теперь не от УК зависит то количество, объем отходов, которые будут вывозиться с той или иной контейнерной площадки, это норма у нас установлена в территориальной схеме. Т.е. региональный оператор прекрасно понимает, что если у нас стоит 9-этажный многоподъездный дом, есть количество граждан, там зарегистрированных, есть норма накопления на каждого человека. Отсюда понятен объем отходов, который должен вывозиться с площадки, количество контейнеров, периодичность вывоза.
— Когда планируете закупать контейнеры?
— Закупка контейнеров сейчас будет проводиться. У нас определенное количество есть в запасе. Дополнительно планируем закупить порядка 115 контейнеров.
— Какие меры предусматриваются по развитию конкуренции, если вообще предусматриваются, чтоб появлялись в Архангельске такие предприятия, как АМПК?
— Вопрос не по адрес, поскольку ответственность в целом за формирование системы обращения с отходами на уровень субъекта передана. Пока на основании территориальной схемы АМПК там остается как предприятие, которое будет заниматься сортировкой. Будут ли появляться в дальнейшем такие предприятия – наверное, зависит от того, как эта работа пойдет, будет ли это бизнесу выгодно. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что когда у нас будет межмуниципальный объект, на его уровне также будет закрепляться обязанность регионального оператора осуществлять сортировку.
— Техническое задание на сами контейнеры уже готовы или принимаются какие-то предложения?
— Техническое задание понятно, есть ценовые предложения от тех, кто данные контейнеры готов изготовить. Они, в принципе, стандартные. У нас они по городу уже установлены.
— Квитки придут уже в феврале, а когда горожане почувствуют качественные изменения? Контейнерные площадки те же, перевозчик тот же. Как людям объяснить, что деньги их куда-то идут?
— Я очень надеюсь, что большую роль сыграет ежедневный вывоз всех контейнеров, которые у нас в городе расположены. Пересорта и чересполосицы не будет по которой у нас с одной контейнерной площадки, допустим, из 5 контейнеров 2 вывозятся 3 раза в неделю, а 3 – 2 раза в неделю. В итоге идет систематическое переполнение, что за собой ведет, собственно говоря, захламление. Если вывоз контейнеров будет осуществляться в ежедневном режиме, то объем отходов, который будет вывозиться, будет больше. Т.е. захламления происходить не будет и граждане, я надеюсь. Уже на этом уровне, почувствуют, что переполнения контейнеров не происходит. Соответственно УК обязанность по содержанию с нее никто не снимает, подбор (мусора – прим редакции) будет осуществляться. Кроме этого, обязаны будут все водители регоператора вести жесткий контроль за подбором мусора, если он будет просыпаться на землю в ходе выгрузки контейнера. Будет видеонаблюдение на каждой машине, фото-/видеофиксация, чтобы можно было четко отследить и в случае чего произвести разъяснительную работу.
— Вы как-то отслеживаете ситуацию по межмуниципальному полигону?
— Город принимал активное участие в ходе работы общественной комиссии, которая создавалась для выбора места размещения межмуниципального полигона. На сегодняшний день место определено на 30-м км Вологодского шоссе дороги М8. Дальнейшие работы уже будут выполняться непосредственно региональным оператором. В тесной связи город, конечно. Будет принимать участие непосредственно.
— Как будет организован вывоз отходов с островных территорий?
— По островным территориям территориальной схемой определены в пределах Архангельска размещение 2-х инсинераторных установок. Одна на о. Бревенник, одна на о. Кего.
— Есть техническая документация?
— На сегодняшний день региональным оператором готовится данная техническая документация, производится отбор потенциальных типов оборудования, которое планируется использовать и которое будет удовлетворять всем экологическим требованиям, т.е. чтобы там не была просто печка, в которой, грубо говоря, просто будут сгорать отходы и выбросы будут идти в атмосферу. Нет, речь о достаточно серьезном, сложном оборудовании современном, импортного производства. Пока я знаю, что рассматриваются варианты финские в том числе, может быть, отечественные образцы какие-то будут привлекаться, но только те, которые будут удовлетворять всем экологическим требованиям.
— Как будет вывозиться зола, отходы сжигания? В территориальной схеме это не предусмотрено.
— Да, действительно, этот вопрос в территориальной схеме несколько упущен. Проблемы в этом, наверное, очень большой нет, по той причине, что между Кего, Бревенником есть сезонные переправы. Поэтому в принципе вывоз золошлаковых отходов можно вполне организовать на место захоронения – на полигон в зимний либо летний период.
— Для крупногабаритного мусора что-то изменится?
— Крупногабаритный мусор, его объемы в процентном соотношении, по-моему, порядка 10%, закладываются регоператором в свои тарифы. Вывозиться он будет также еженедельно с контейнерных площадок. У нас, в принципе, в большинстве контейнерных площадок отдельные отсеки под КГО существуют. Если их где-то нет, будет прорабатывать вопрос по их созданию.
— На какие средства будут приобретаться инсинераторы?
— Регионального оператора. Они это закладывают как инвестсоставляющую. Строительство межмуниципального полигона – это тоже деньги регионального оператора.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: