Опасно, а потому дорого!

VkontakteEmail this page


«Росатом», год назад получивший статус единого оператора по обращению с токсичными отходами, подготовил предложения по формированию нового тарифа на доставку и переработку опасных отходов.

www.pinterest.com

Пока этим занимаются частные компании, стоимость их услуг не регулируется. «Росатом» хочет получить единый долгосрочный тариф, включающий в себя все затраты корпорации, а также расходы на вывоз отходов, следует из письма первого заместителя гендиректора госкорпорации Кирилла Комарова в ФАС, Минприроды, Минэкономики и Минфин – пишет со ссылкой на документ “Ъ”. При этом, транспортировкой отходов I и II класса опасности до инфраструктуры по обезвреживанию и переработке займутся сторонние операторы, стоимость их услуг регулироваться не должна!

Напомним, что в России ежегодно образуется до 400 тыс. тонн отходов I и II класса опасности — свинцово-кислотные аккумуляторы, ртутьсодержащие отходы, отработанные растворы кислот, щелочей, топливо, люминесцентные лампы и др. Такие отходы формируются в основном на химических и металлургических заводах, у крупных транспортных предприятий. При этом даже по официальным данным, лишь 1,5% отходов перерабатываются и обезвреживаются. Ядерные отходы, которые тот же «Росатом» упорно выводит из категории I класса опасности, в этом перечне не учитываются. Их точное количество не известно, как, впрочем, возникают объективные сомнения в том, что все ядерные отходы, в том числе ввозимые в нашу страну, поступают в переработку или подвергаются утилизации.

В тарифе также предлагается «установить расчетную предпринимательскую прибыль в 10%» (для сравнения: маржа крупных операторов твердых коммунальных отходов — 6–7%). «Росатом» рассчитывает включить в платеж компенсации процентов по проектному финансированию, в состав расходов могут попасть и резервы по сомнительным долгам (в пределах 2%). Тариф будет гибким: например, у оператора появится возможность «оперативной корректировки тарифной базы» в течение периода регулирования, например, из-за отклонений стоимости сооружения объектов по переработке, говорится в материалах госкорпорации (есть у “Ъ”). Планируется, что «Росатом» создаст минимум семь комплексов по переработке, а также систему учета за обращением отходов, общей стоимостью более 36 млрд руб.

Минприроды поддерживает предложения «Росатома» в части ценообразования, сообщил “Ъ” замглавы ведомства Мурад Керимов.

— Нет оснований полагать, что они увеличат нагрузку на бизнес, поскольку нацелены на создание прозрачной и цивилизованной отрасли обращения с опасными отходами, новых мощностей для их безопасной утилизации, — отмечает он. Мурад Керимов подчеркивает, что сейчас подходы к ценообразованию непрозрачны, на рынке много недобросовестных игроков, а также существует нехватка мощностей для переработки отходов.

В «Росатоме» заявили “Ъ”, что тарифное регулирование позволит сделать ценообразование прозрачным и предсказуемым для образователей отходов и участников рынка. «Госкорпорация исходит из того, что тарифы не окажут дополнительной финансовой нагрузки на промышленность»,— подчеркнули в «Росатоме». В Минфине не имеют «концептуальных возражений к предложению по установлению единого тарифа». В ФАС и Минэкономики комментариев не дали.

Между тем у профессионального сообщества есть сомнения в тарифной составляющей:

— «Росатом» последовательно проводит шаги, которые обеспечат сверхприбыльность бизнеса по обезвреживанию опасных отходов, госкорпорация просто не будет нести никаких рисков, — говорит директор института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. — Модельного расчета тарифа «Росатома» еще никто не видел, а судя по анонсированным составляющим этого тарифа, он может удивить даже самый искушенный бизнес.

По его оценкам, сейчас средние цены обезвреживания отходов I и II класса опасности составляют от 20 тыс. до 170 тыс. руб. за тонну, потенциальный объем рынка (без учета накопленных отходов) — более 20 млрд руб. в год.

Стоимость услуг зависит от вида сырья: утилизация отходов производства ракетного топлива (амил и гептил) может достигать 1–2 млн руб. за тонну, а за прием свинцово-кислотных аккумуляторов оператор готов сам заплатить деньги, отмечает Александр Климов из Национальной экологической компании. Единый тариф на все виды отходов приведет к перекрестному субсидированию, опасается он.

Источник: https://www-kommersant-ru.cdn.ampproject.org/c/s/www.kommersant.ru/amp/4407922

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: