Питьевая вода – вопрос стратегический

VkontakteEmail this page


Минстрой России подвел итоги реализации федпроекта «Чистая вода» за I полугодие 2022 года. Наша Архангельская область настолько сильно «отличилась» в достижении показателей, что ее упоминать просто постыдились.

фото pixabay.com

Напомним, что согласно указа Президента России от 2019 года доля сельского населения страны, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к 2024 году должна была вырасти до 90,8%, а городского — до 99%.

Для Архангельской области изначально показатели занизили. Кидаем ссылку (https://docs.cntd.ru/document/462644682) на региональную программу, чтобы не быть голословными. Для жителей Поморья долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения, к 2024 году планировалось поднять до 82,9%. Городских жителей, обеспеченных качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения к 2024 году, — до 92,7%.

Но планировалось не долго: на официальном портале правительства Архангельской области (http://dvinanews.ru/-j3y91379) опубликовано снижение показателей: до 73,1% доли населения Архангельской области, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения. При этом доля горожан, получающих данную услугу, упала до 89%.

А вот как дело обстоит в других субъектах, всерьез взявшихся за решение проблемы:

— В первом полугодии в Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» в регионах ввели в эксплуатацию 21 объект водоснабжения. У нас сейчас пять регионов, которые подошли к максимально высокому показателю обеспечения населения качественной питьевой водой. В Северной Осетии – Алании показатель составляет 99,28%, – сообщил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.

В топ-5 субъектов Российской Федерации – участников проекта, наибольшая доля жителей которых обеспечена качественной питьевой водой, помимо Северной Осетии – Алании входят: Кемеровская область – Кузбасс (98,4%), Камчатский край (98%), Красноярский край (97,7%), Магаданская область (97,48%).

К сожалению, перечень аутсайдеров программы на сайте Минстроя не опубликован. Но мы-то цифры знаем, ведь Управление Роспотребнадзора по Архангельской области их раскрыло ранее: «За период с 2019 по 2021 годы удельный вес населения Архангельской области обеспеченного качественной питьевой водой увеличился на 0,1% с 63,4% в 2019 году до 63,5% в 2021 году».

Очень впечатляет, особенно по сравнению с Северной Осетией – в принципе, маловодным регионом. Ну или с удаленным Камчатским краем, живущим на привозном топливе, даже с Магаданом. Регионы, кстати, далеко не богатые финансово. И в той же Кемеровской области полно экологических проблем, в том числе и с водоисточниками. Но как-то ведь справились – достигли или почти достигли показателей, установленных Президентом.

Почему не получается у Архангельской области – вопрос немаловажный. Особенно, учитывая огромное количество водоисточников, которыми может похвастаться регион. Во-первых, далеко не все реки и озера, скважины годятся в питьевые из-за высокого содержания железа, природного стронция и прочих химических элементов. Но гораздо более серьезная проблема – санитарно защитные зоны. Даже если сейчас построить станцию водоподготовки, официально оформить СЗЗ и ввести объект в эксплуатацию просто не получится, потому что САНПИН составлен без учета реалий жизни. Ну не перенести от воды промышленные предприятия. И кладбища, которые исторически в регионе делали на высоких берегах рек. И города не отодвинуть, ведь изначально освоение Севера шло по берегам рек, которые исполняли и до сих пор исполняют роль дорог. Не согласятся люди переезжать. И заливные луга никуда не денутся, и все остальное. Ведь, даже если рекультивировать старые кладбища, где хоронили не то что веками, тысячелетиями, т.е. убрать тела и остатки тел, все равно земля останется, т.е. объект негативного воздействия никуда не денется. Это бесполезная трата денег. Впрочем, «законсервировать» такое кладбище тоже затея безнадежная, разве что очень финансово емкая.

Поэтому САНПИН требует срочного пересмотра. Контролировать надо сбросы на промышленных предприятиях жестче, фермеров заставлять отказываться от фосфорных удобрений и настраивать системы водоочистки на основании проб «на входе» станций водоподготовки, т.е. более строго вести производственный контроль. А не пытаться «зафиксировать» реку на десятки и сотни километров, запрещая на ней любую деятельность. Это нереально, особенно для промышленно развитого Севера с его историческими особенностями. И очень интересно, почему проблему федерального законодательства, ограничивающего права жителей Архангельской области на доступ к качественной питьевой воде, поднимаем мы, а не чиновники министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области? Или они готовили этот аргумент для 2024 года, чтобы пояснить причины провала федпроекта «Чистая вода» в регионе?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: