Роспотребнадзор признал негодными 100% источников централизованного водоснабжения Архангельской области
Увы, это не шутка, а страшная правда. В опубликованном накануне государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Архангельской области в 2020 году» дана сводная информация о состоянии 333 источников централизованного водоснабжения, за которыми наблюдает ведомство.
А состояние это таково, что имеется повод вводить режим ЧС. Удельный вес поверхностных источников, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в 2020 году составил 69,2 % (2018 г. – 65,1 %). Темп прироста удельного веса поверхностных источников, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в 2020 году составил 6,3 % по сравнению с 2018 годом. Доля подземных водоисточников, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в 2020 году составила 56,3 % (2018 г. – 21,1 %). Темп прироста удельного веса подземных источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в 2020 году составил 166,8 % по сравнению с 2018 годом.
Цифры уже страшные. Но это еще не все!
— В 2020 году удельный вес поверхностных и подземных источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, из-за отсутствия зон санитарной охраны (ЗСО) составил 100 %, — пишет в докладе Управление Роспотребнадзора по Архангельской области. Таким образом, не имеющие границ водозаборы оказались абсолютно беззащитны перед желающими их загадить. Ну и они воспользовались моментом.
Проблема не решалась не то что годами, десятилетиями. Напомним, что установление ЗСО регламентируется СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В пределах границ зон санитарной охраны СанПиН 2.1.4.1110-02 установлен запрет на размещение объектов, которые могут являться источниками микробного или химического загрязнения воды источников водоснабжения, например, кладбища, АЗС, фермерские хозяйства и т.п. Отсутствие установленных границ зон санитарной охраны водоисточников позволяет на данных территориях вводить в эксплуатацию или эксплуатировать объекты, являющиеся источниками микробного или химического загрязнения без мероприятий, позволяющих снизить риски загрязнения водных объектов. Что, собственно, и происходит: строим автозаправку в санитарно-защитной зоне (при этом зная о ЗСО и намеренно нарушая), потом санитарно-защитную зону не можем узаконить из-за заправки. А водозабор перенести, это не на дорогу плюнуть – дорогостоящее мероприятие, требующее как минимум еще одного пригодного источника питьевого водоснабжения. А их нет!
Смотрим доклад далее, а там буквально прямым текстом названы причины такого ужаса:
— На большинстве водопроводных сооружений проекты ЗСО для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения не разработаны или разработанные проекты ЗСО не утверждены в установленном порядке (Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Коношский, Мезенский, Няндомский, Онежский, Плесецкий, Пинежский, Приморский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский районы), — сказано в докладе. Так что надеемся на внятные объяснения причин со стороны муниципальных образований!
А теперь о качестве поставляемой жителям региона воды. Заметим, из систем централизованного водоснабжения. Так вот, доля водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений составила 63,1%, что выше по сравнению с 2018 годом (темп прироста к 2018 году составил 41,5%). Доля водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, из-за отсутствия обеззараживающих установок составила 21,6%, что ниже по сравнению с 2018 годом (темп снижения к 2018 году составил -9,2%).
В 2020 году удельный вес проб воды поверхностных и подземных источников централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 35,5% и 34,2% соответственно. Это хороший показатель, демонстрирующий, что химическое загрязнение, источником которого служат, в основном, промышленные предприятия, снижается. Так, для сравнения, в 2018 году негодными были признаны 55,8% и 35,1% проб соответственно.
А вот по микробиологическим показателям в 2020 году ситуация стала хуже: не соответствующими гигиеническим нормативам признаны 29,7% поверхностных и 3,5% подземных водоисточников. В 2018 году негодными были 28,9% проб поверхностных водоисточников и 5% подземных. В общем, количество сбросов неочищенной хозфекальной канализации в водоемы растет и в докладе этой проблеме уделено огромное внимание.
Впрочем, ухудшению качества воды способствует и ужасное состояние водопроводов. При исследовании воды из распределительной сети централизованного водоснабжения в 2020 году было установлено, что 27,5% проб воды не соответствовало гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и 4,6% — по микробиологическим показателям.
Ну и к выводам, которые сделаны в докладе.
Отмечается, что в Архангельской области показатели, характеризующие качество питьевой воды, подаваемой населению из разводящей сети, хуже, чем в среднем по Российской Федерации по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Удельный вес исследованных проб питьевой воды из разводящей сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2020 году составил 27,5%, что в 2,2 раза выше показателя в среднем по России к 2019 году (12,4%). Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составил в 2020 году 4,6%, что в 1,7 раза выше показателя в среднем по России к 2019 году (2,7%).
Какой итог можно подвести всему вышесказанному? Да только слово «приплыли» приходит на ум. Проблема давняя, всем известная. Но никто не хотел ее решать. И в итоге получилось то, что получилось: население платит колоссальные деньги за питьевую воду, которая не соответствует по своему качеству нормативам, муниципалитеты во главе с министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области бездействуют, а Роспотребнадзор отчитывается количеством судебных решений и проверок (а там, поверьте, нехило так), потому что кроме как штрафами воздействовать на чиновников ничем более не может. А качество водоисточников все ухудшается и ухудшается!
Так будет уже правительство Архангельской области что-то делать для решения проблемы?
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: