Почти половина населения России собирается сортировать мусор в ближайшие 2 года
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» предоставил Минприроды России данные репрезентативного опроса о вовлеченности жителей России в практики экологически ответственного потребления – сообщает пресс-служба ведомства.
Исследование проводилось методом опроса в декабре 2020
года. Объем выборки – 2003 чел. (городское и сельское население РФ, 18+).
Согласно результатам исследования, самыми распространенными действиями
оказались те, что подсказаны желанием сэкономить семейный бюджет. Так, каждый
третий (33%) отдает ненужную одежду, мебель, бытовую технику друзьям, знакомым,
соседям, 27% сортируют бытовой мусор. Каждый четвертый (26%) экономит воду,
каждый пятый (19%) – электроэнергию.
Включенность в остальные практики гораздо меньшая. Так, одноразовыми
пластиковыми пакетами пользуются лишь 10% опрошенных, только 6% покупают товары
в разлагаемой упаковке или вообще без упаковки. Еще 4%, заботясь о природе,
отказываются приобретать не особенно нужные товары, а 3% заменяют покупки редко
используемых вещей арендой или совместным потреблением.
Значительное число граждан – 41% – вообще ничего не делают. Следовательно,
заключают социологи, потенциал для развития ответственного потребления в России
высок.
Сравнение показателей текущей и потенциальной вовлеченности показало, что в
ближайшие два года самыми востребованными практиками экологически
ответственного потребления будут сортировка и утилизация отходов – от
раздельного сбора мусора (им намерено заняться 47% населения) до сдачи в пункты
приема отслуживших батареек, макулатуры, пластика, стекла, металла.
Кроме того, на первых позициях останутся такие практики, как экономия воды и
электроэнергии, использование энергосберегающей бытовой техники. При этом
практика раздачи ненужных вещей сдаст позиции с одной трети населения до 26%.
— Запасы ненужной одежды, мебели и бытовой техники не безграничны,
как и самые удобные «каналы» приема – друзья, знакомые и соседи. Их круг, как
правило, ограничен, и вряд ли существенно изменится. Кроме того,
крупногабаритные вещи покупаются гораздо реже, чем одежда, а значит, не требуют
частой утилизации, – поясняет директор Центра исследований гражданского
общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.
Исследователи отмечают, что приверженность к ответственному потреблению зависит
от возраста: чем старше человек, тем больше вероятности, что он начнет
экономить воду, а чем младше – приобретать экотовары в биоупаковке и заменять
покупку арендой.
Чаще ориентированы на сбережение природы представители профессий системы
«человек–человек» (образование, здравоохранение), а также те, кто участвует в
добровольческом труде и ощущает себя волонтером.
Планы на ответственность регулируются и уровнем материального положения — чем
он выше, тем больше намерений. Помимо этого, большую роль играет место
проживания: жители мегаполисов чаще настроены экономить воду (31% против 23% в
целом по стране), тогда как жители городов с населением от 500 тыс. до 1 млн –
использовать энергосберегающую технику (25% против 17%).
Среди жителей городов с численностью в 100–250 тысяч человек лишь 3% не
собираются потреблять ответственно, в то время как среди всех россиян эта цифра
составляет 13%.
Самыми экологически ориентированными федеральными округами страны являются
Северо-Западный и Уральский – в данных регионах не собираются переходить к
экологической ответственно только 5 и 7 процентов населения.
Ежегодный
всероссийский репрезентативный опрос проводится в рамках Мониторинга состояния
гражданского общества Центром исследований гражданского общества и
некоммерческого сектора НИУ ВШЭ с 2006 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: